Чем больше перевожу Дневники, тем сильнее удивление. Мы действительно считаем себя людьми? При том, что у нас отсутствует некая само собой разумеющаяся часть, наиглавнейшая, мы только делаем вид, что она у нас есть - как же иначе? Но только в потенциале, абсолютно никогда не применённая. Мы упустили, может быть, посчитав это неумным (и невозможным) начальный поток Светоносного Питания, который потерян в планетарном масштабе, и, чтобы его вернуть, приходится копать и копать, выбрасывая горы земли наверх, чтобы найти ту чудотворную Жилу - и вот мы копаем вглубь сотни метров гигантских траншей и колодцев, мы вырыли целую систему - чтобы обнаружить, как Шри Ауробиндо ведёт свою Запись, спокойно сидя или шагая возле Русла, которое никогда не было при нём закрыто, засыпано этими мегатоннами глины, которую мы в адском труде вынуждены выворачивать на поверхность.
Но что случилось? Почему мы это засыпали? Или засып
али (заспали)? Почему в нас исчез единственный Ручей?
Если человек прямо идёт по своей жизни, он эволюционирует естественно, т.е. с каждым годом становится всё более развитым, раскрытым всемирному целому, всё более соединённым с Богом. Развитие идёт в ускоряющемся темпе с течением времени, с увеличением возраста человек
возрастает всё больше, и новое возрастание прибавляется пропорционально уже достигнутому, т.е. в естественной прогрессии - прирост с 70 до 80 лет фантастически велик по сравнению с приростом с 20 до 30, или до 40 - хотя в юном возрасте может быть видимый эффект, мы убеждаемся, что развиваемся воочию, меняясь в том числе и для других, а чем позже, тем развитие менее заметно внешне, и в районе 100 лет может быть и вовсе незаметно, даже для самого человека, и только близкий по возрасту может заметить величину среди величин. Это выходит за рамки обычных оценок, возможных для среднего человека, и вот эту Силу мы и... "потеряли"? Нет, мы её не имели.
Мы не можем видеть и оценить мегаразвитие. Отчасти вследствие того, что мы утратили Источник, отчасти из-за того, что у нас нет примеров - и мы даже не могли бы соотнести эту способность с чем-либо из нашего более чем искусственного мира, мы не смогли бы её назвать, потому что само наше существо ссохлось и не представляет, что может быть Жизнь и вода.
Но причём тут Шри Ауробиндо? Разве мы знаем что-нибудь о Его поздних годах? А вот Он при чём: при чтении Дневников мы не ощущаем ни в одном тексте сколько-нибудь серьёзной глобальной перемены де факто, и даже по содержимому Его записи не видим хоть какого-то кардинального отличия то ли в используемых словах и оборотах, то ли в утверждении каких-то истин, не видим, чтобы Он что-либо выставлял или акцентировал - не видим какого-либо качественно иного подхода, чем у любого другого человека, за исключением почти полного отсутствия "я", личности, но это, если и необычно (как описание происходящего безличными оборотами - "светает", "стемнело", "произошло"), скорее, даёт кажущуюся фору обычному уму с его усилиями, скорее, феноменально пассивно и не может быть объяснимо с позиции обычного ума.
Дневники Шри Ауробиндо необычайно тихи. Это - полная сдача. Но разве Он идёт в другом направлении, чем остальные люди? Разве Он пытается повернуть их вспять словом ли, делом ли, молчанием ли? Он струится сквозь них, как время, и он ОБГОНЯЕТ.
"Недвижимое, что стоит на месте и всегда оказывается впереди."В 1914 году Ему уже 1000 лет. В 1950 - может быть, 10000. И эта Сила в нём становится очевидной, но не совсем очами.
И мы понимаем, что она во всём и во всех. Или Он - это всё и все. И если Он просто стал янтрой Божественного, отстранившись от управления действием, и таким образом достиг гораздо большего и обогнал остальную эволюцию, если Он просто доверился собственной Неподвижности и оказался впереди - в таком случае есть ли вообще движение? И когда проходят годы, и человек вынужденно отстраняется от участия в "активной" жизни, разве не возрастает в нём эта сила Неподвижности? Другое дело, что он не использует и не осознаёт её и сходит в смерть.
Мы видим, как год от года эта Сила Шри Ауробиндо растёт в Дневниках. Мы понимаем, что она способна передаваться оттуда, как из мегаисточника. Мы понимаем, что она принадлежит скорее естественному росту, чем становится результатом бесконечных подъёмов и спадов Сиддхи в Его опытах. Мы понимаем даже, что это и не Сиддхи как таковые, а то, что можно назвать единой универсальной Сиддхи, пригодной для всего, такой, что не нужно её контролировать, направляя туда или сюда - эта единая Сиддхи сама себя контролирует и сама руководит, она - Всевышняя Сила, это - Животворящий Источник, забытый нами. И исходя из размеренности опытов, из их цикличности, характерной и для любой жизни, в том числе жизни обычного человека, мы понимаем, что Она есть в нас самих, и Ей только нужно время, что распуститься, прорасти сквозь корку наносов ментально-физической личности, и Она делает это постоянно, но столь же постоянно нарастает наша корка, если мы не приемлем возрастание с годами, а ориентированы на медленную смерть.
Мы видим необозримую мощь людей, выглядящих старыми (конечно, это единицы), именно необозримую - она вырывается из них за пределы, и надо хотя бы понимать,
что нужно видеть.
Это не психология старости, конечно, лишь возрастания. Нам нужно заметить это в своей жизни и, разумеется, возрастать можно за дни и часы - именно сейчас у нас есть даже не Возможность (это слишком маленькое слово для Чуда), не тропа, которую надо пройти, повторив бесчисленные опыты и действия, а есть Взгляд или Сознание без ночи, без кромки, безмерно большее, чем всё, что мы могли бы вообразить (точнее, чем всё, что мы могли бы возразить).
Цитата:
"прикосновение Его перста, когда Он проносится мимо, заставляет нас вздрогнуть, и рушатся наши теории, наше знание обращается глупостью, наша просвещенность смешит более просвещенные поколения. А Это, оставаясь неподвижным, опережает бегущих. Однако все это время Ему нет нужды двигаться. Бог уже побывал впереди нас, как и позади, выше и ниже, со всех сторон. Наше новейшее знание всегда будет свечой, горящей в туманах ночи, наши открытия – камешками, подобранными на берегу беспредельного океана. Мы не только не можем познать Это во всей Его абсолютной, трансцендентной реальности – мы даже не можем знать Это во всей огромности Его феноменальных действий. Мы еще многое можем познать умом, но не все, не больше уголка или какой-либо системы. Все, что мы можем сделать, – это искать беспредельного Владыку беспредельной Вселенной здесь и там, дабы познать каждую обитель и узнать ее Обитателя. Обитатель их божествен, но божествен и дом, храм Божий, сукритам (sukṛtam), хорошо построенный, восхитительный и святой – Сам Бог, проявившийся как имя и форма.
На самом деле Это стоит, а не бежит. Что же тогда представляет собой движение, которым Он опережает других или оказывается впереди их? Ключ – в выражении "стремительнее ума". Ум в нас бежит, но что же это, что движется стремительнее ума, как ум движется стремительнее любой материальной силы? Нечто, по отношению к чему ум и материя являются низшими формами движения, то, что составляет сущность джагати, есть сущностное сознательное существо, чьими частными течениями являются жизнь и материя. Это сознательное существо есть То – единственная Реальность, принимающая множество обликов. Оно не бежит, ибо куда ему бежать, раз оно не существует во времени и в пространстве, а время и пространство существуют в Брахмане. Все сущее сотворено в сознании Бога, которому двигаться нужно не более чем человеку, когда тот следует ходу своей мысли".
Шри Ауробиндо "ИША УПАНИШАДА"
https://profilib.net/chtenie/90689/shri-aurobindo-isha-upanishada-89.php