Если говорить о Дневниках Шри Ауробиндо, то потрясает до основания ещё и то, что Разум - это не истина. Это всего лишь классификатор застывших, произвольно (из ниоткуда) взятых вещей на определённый момент времени для мыслящих по шаблону того "перворазумника", кто произвёл это выделение из Целого, т.е. Разум - это закон определённой стаи, вожак которой придумал его основные и второстепенные понятия, либо это закон для учеников определённой школы, которые должны следовать за нитью размышлений своего конкретного учителя. В пределах стаи и школы это будет абсолютная истина, отступление от которой будет караться, т.к. иначе нарушится целостность построения коллектива. Это как бы набор определённых фиговых листков или сертификатов, которые, всё более овнешняясь, становятся уже догматическими внешними атрибутами и формами, внутренний смысл которых всё более выражается вовне и всё более исчерпывается внутри. В конце мы получаем членов стаи, имеющих всевозможные дипломы (и Андроиды), но лыка не вяжущих в тех вещах, которые начертаны у них на бумаге или в телефоне. Это можно назвать с трагическим оттенком деградацией Разума или дементализацией, либо просто посмеяться над этим с самого возникновения "Разума", когда мы (уже давным-давно) впервые ещё в школе или в детском саду обнаружили, что в нём есть более глупые и менее глупые, более и менее смешные, более дурацкие и более "профессорские" уровни, и что всё это на любом уровне означает клоунаду и абсурд.
Но всегда и над всем был непогрешимый Разум (или кажущийся непогрешимым), которому мы приписывали абсолютный авторитет и который считали единственно верным. В интегральной йоге таковыми стали публикации "Арьи", с одной стороны, методология трансформации, описанная Сатпремом в его книгах и в "Агенде Матери", с другой.
Нет ничего плохого в том, чтобы человек ментально изучил и классифицировал то поле опыта, которое долгие годы было в интегральной йоге единственным - некую лестницу планов и уровней существа, которую мы считаем железобетонно существующей и навечно возвышающейся над нами. По сути мы занимались определением своего положения на этой лестнице (или относительно её ступеней) и способами перемещения в её пределах. Нам было сказано, что мы идём либо вверх, либо, достигнув определённого подъёма и связанного с ним изменения нашего сознания и существа, идём вниз для расширения, внесения нашей доли опыта в нижние уровни, на которых также работают подобные нам стремящиеся в той же системе существа.
На деле, если мы проанализируем реально происходящее в движении интегральной йоги в нашей стране или где-либо ещё, мы вряд ли обнаружим хоть какое-то изменение или перемещение как в нас самих, так и в каких-либо других течениях и сферах духовной (или любой другой, религиозной, к примеру) жизни. Более того - мы обнаружим не присутствие положительного изменения, да ещё затрагивающего хоть какую-то группу или территорию, а скорее, ту же самую деградацию, которая будет выражена, как минимум, в отсутствии любого продвижения, что будет являться застоем, как максимум - в абсолютно неживом маниакальном самоутверждении отдельных групп людей, наполненных книжным обоснованием определённого рассудочного уровня "интегральной йоги" (вырезанного из Бесконечной Полноты и Свободы), связанных узами коммерческого характера и чаще всего не имеющих в себе ни достаточной духовности, ни отчётливой разумности.
На деле при таких условиях никакого продвижения быть и не могло, т.к. это всего лишь движения в Разуме. Обратим внимание на одну интересную вещь - Шри Ауробиндо многократно менял названия уровней этой лестницы, и не только названия, но и саму планировку. Во время его движения
лестница тоже двигалась - упс! - и местоположение границы верхней и нижней полусфер отодвигалось выше, и то, что Он называл в определённое время сверхразумом, оказывалось всё ещё надразумом - а мы затвердили эти термины, как укоренённые на веки вечные, и мы полагаемся на недвиж
имость этой лестницы, как если бы она была построена из гранита или из материала, более плотного, чем Материя (мы всё задогматизировали!), и возможно, это на деле именно так - попробуйте-ка делать одно и то же без перерыва, не отступаясь ни на миг, в течение минимум пятнадцати лет, зримых через Дневники; даже песочный замок при этом возрастёт до крепости гранита, и даже
ВОЗДУШНЫЙ. Эта конструкция достаточно прочна и достаточно универсальна. Но она - всё тот же посох Майявады.
Если мы обратимся к Дневникам, мы увидим, что Шри Ауробиндо никогда не говорит о том, что такой-то план или уровень разума, витала или физического является препятствием. Речь всегда идёт о препятствии В таком-то плане, о сопротивлении, которое оказывается силами этого плана, но вовсе не о непригодности данного плана существа как такового. И тут есть гигантское разночтение. Мы всегда принимаем за план содержимое плана, за ментал - мысли, за витал - его импульсы и т.д., забывая о том, что ментал сам по себе безмолвен, а витал может быть вместилищем несравнимо более великой Силы Жизни. Выглядит удивительным, что установив безмолвие ещё в 1908 году, Шри Ауробиндо временами упоминает ментал и пользуется им. Но Он не пользуется нашим мышлением! Он использует уровень, на котором может быть и мышление (в том числе), для его идеализации, Он не ломает конструкцию, но заполняет её совсем другим содержимым, Он не усекает существо геометрически (если можно так выразиться), лишая Себя оболочки, а людей - средства связи с Ним, а неким таинственным, но вполне реально действующим способом опустошает её от сопротивления, от той "ментальности", которая стала главным его противником на многие годы. На самом деле от того, что мы считаем и называем Разумом. Он заменяет его идеальностью (то есть так, как должно быть, а не так, как есть), вполне понятным словом, которое обозначает для каждого то, что наиболее полно отвечает Целому и наиболее быстро приближает существо к Цели Творения. Это слово-синоним большинства других, используемых Им - Сверхразума, виджняны, Гносиса, логоса. Но при чтении оригинала легко уловить совершенно разные оттенки смысла и разную вибрацию - мы видим, что это не наивысшая точка, и что движение постоянно продолжается, не останавливаясь на названии никогда.
И вдруг мы видим
статических людей (статистов), уткнувшихся в "Синтез Йоги" (или непрестанно постящих цитаты Матери из Её "Вопросов и ответов" того периода, когда Новое Сознание (всё изменившее) ещё не пришло). Мы ощущаем всем существом, насколько разум неспособен даже принять к сведению тот факт, что Шри Ауробиндо писал "Арью" чисто механически, т.к. "она передавалась непосредственно перу", и что при этом Шри Ауробиндо со всей его Работой и садханой в тот момент
полностью упускается. Как если бы мы принимали Работу голубей и синиц по разбиранию зерна за Работу самой Золушки! Роль мачехи выполнил Ришар, нагрузивший Шри Ауробиндо непомерным обязательством.
Цитата:
У.: Приходят ли к Вам со стороны какие-то мысли и советы?
Ш. А.: Что вы этим хотите сказать? И мысли, и советы приходят ко мне отовсюду, и я не отвергаю их. Я принимаю их и смотрю, что они собой представляют. Но то, что вы называете «мышлением», я никогда не произвожу. Подобное «мышление» прекратилось давным-давно, с тех самых пор, как я испытал то переживание с Леле. Мысли, как я уже сказал, приходят ко мне и со всех сторон, и свыше; передающий разум остается спокойным или же расширяется для их восприятия. Так приходят истинные мысли. Вы не можете их мыслить, вы не можете создавать, говоря словами Матери, их «ментальных конструкций».
У.: «Арья» писалась именно таким образом?
Ш. А.: Нет, она передавалась непосредственно перу. Снятие этой ответственности было величайшим облегчением.
"Вечерние беседы"
Если нам необходимо получить только интеллектуальную информацию, то не имеет большого значения, как именно Шри Ауробиндо писал "Арью". В конце концов, разбор зёрнышек птицами, как выполнение работы мачехи, всё равно часть большого явления, носящего имя Золушка. Также и "Арья" - неотъемлемая часть величайшего явления под названием Шри Ауробиндо. Но всё меняется, если кроме "успокоения ума" (как основной цели "Арьи") и ментального просвещения своего сознания, мы хотим выполнять реальную Работу и продвигаться на самом деле, а не путём жонглирования терминами. Тогда нам необходимо полное осознание той Силы, что присутствует за текстом, и мы можем попытаться различить в необозримом Просторе этого бесконечного Автора, который водит пером Шри Ауробиндо, вовсе не являясь человеком и вряд ли даже являясь Личностью.
Шри Ауробиндо в этот момент абсолютно свободен, спокоен и занят своей внутренней Работой, насколько позволяет сосредоточение тела на письме. Он является не писателем, а всего лишь первым Читателем «Арьи». Он не занимался «Синтезом Йоги» -
Он не синтезировал свою Йогу – Он занимался «Сапта Чатуштайей». Путь, обозначенный в «Синтезе Йоги», НЕ является ничем, кроме философии, и предназначается исключительно для ума, его универсализации и расширения, как указание на необыкновенную, но всё же целиком ментальную и вовсе не необходимую, возможность совмещения в одном ментальном сознании сразу всей совокупности разных систем йоги, что само по себе (при условии настоящего выполнения этого синтеза) явилось бы, возможно, самым большим достижением в духовной жизни Индии и было бы сравнимо с объединением религий в духовной жизни Европы и остального мира. Эта работа, безусловно, будет находить своих исполнителей, но это всего лишь часть кармы Шри Ауробиндо, называемая сахитьей – литературой, и принимать её за что-то большее, превознося результат, в свете раскрывающейся Тайны Дневников будет настоящей слепотой. Приписывая авторство Шри Ауробиндо, мы вольно или невольно приписываем ему весь этот ментальный процесс, который, судя по Дневникам, у него напрочь отсутствовал. Он ни одним словом не упоминает в них ни о хатха-йоге, ни о раджа - хотя в некотором смысле Он более всего подобен раджа-йогу, но всё то, что представляет из себя Сапта Чатуштайя, настолько специфично, что с трудом можно найти хоть какой-то аналог всем тем сиддхам, которые включала в себя Его царственная раджа-йога, если только Он не проделал с ней тот же процесс, что и с менталом – взял раджа-йогу, как вместилище, пригодное для практической Работы, и сначала вытряхнул из неё всё, и только потом стал наполнять её новым содержанием непосредственно от Ишвары. Нет смысла приписывать Ему остальные пути – карма-йогу как таковую, путь преданности, триединый путь, путь бхакти – всё это если и встречается, то в невероятно другом виде лишь в некоторых предложениях. Карма-сиддх Ему всегда недостаёт, вера в карму и в её часть крити (политика) наиболее слаба и уязвима.
Загадку приоткрывает Его знакомство с традицией Вед и частое упоминание о ней. Про традицию Вед мы мало что можем сказать до сих пор, поскольку наш ментал не способен функционировать в условиях гораздо более правдивого и мощного Потока, не способен ориентироваться в реальности и символике, более отличающейся от нашей псевдореальности, чем наша сказка или миф отличаются от повседневной будничной суеты, и не смог бы без коренной трансформации выйти из своих философских одиноких просторов и оказаться лицом к лицу с многочисленными персоналиями и группами богов-деват (он вообще непригоден для сосуществования с чем и с кем бы то ни было), при этом не попав от них в жёсткую и долговременную зависимость.