"23 января 1939 года
У.: Мой друг X. слишком смущён для того, чтобы задать вам этот вопрос; ему показалось, что в сказанном вчера о гунах есть противоречие. У.: Вы сказали, что человек, подобный Гитлеру, действует определенным образом в силу действия гун, начал Природы. Иными словами, он действует так, как вынуждает его Космический Дух, но при этом он сохраняет индивидуальную ответственность за творимое. Это кажется противоречием. Ш. А.: Это обычная ситуация: когда вы выражаете некую Истину, вы не можете не противоречить себе. (Смех.) Истина не всегда последовательна. Противоречие, замеченное вами, не означает отсутствия ответственности, морали, праведности или греховности. Индивидуальность всегда отвечает за свои дела, ибо именно она принимает определенного рода активность гун Природы. У.: Но разве не Космический Дух заставляет человека действовать определенным образом? Ш. А.: Нет. Космический Дух прямо не воздействует. Он работает через Природу. Не через истинную индивидуальность, а через природную индивидуальность. Он действует через личность, а личность это отнюдь не сам человек. Личность — это нечто сформированное ментальным, витальным и физическим существом. Личность несет ответственность в силу того, что именно она принимает гуны — начала — своим «эго» и своим существом. Как я уже сказал, Космический Дух работает опосредовано, то есть через Природу. У.: Но ведь Космический Дух реализует свои цели через личность, он заставляет ее действовать. Ш. А.: Да, но это не означает того, что индивидуальность здесь ни при чем. Космическое содержит в себе и добро, и зло. У.: Стало быть, в зле повинен Космический Дух. Ш. А.: Да, Космический Дух является причиной и добра, и зла; говорить о том, что он ведает одной лишь половиной, неверно. И через то, и через другое, и через борьбу Света и Тьмы, он реализует свои цели в эволюции. У.: Скажем, Дурьодхана считал себя правым в битве на поле Куру. Он не знал, что его деяния приведут к гибели его собственного рода. Ш. А.: Но Космический Дух вне эволюции, в то время как индивидуальность — в ней. Индивидуальность эволюционирует в своем существе, она восходит в своей природе. У.: Может ли индивидуальность отказаться от гун, отвергнуть гуны? Ш. А.: Разумеется. Индивидуальность может отказать в подчинении Природе. Например, Арджуна отказался от действий, присущих его существу; для того чтобы понудить его к сражению, пришлось рассказать ему все 18 глав «Гиты». У.: Несмотря на то, что Космический Дух уже сразил воинов, он желал, чтобы Арджуна стал его инструментом. Ш. А.: Истинное освобождение приходит при пробуждении Пуруши. При этом Пуруша чувствует свою отделенность от Природы, он не подчиняется ей, он сам господин. У.: Но обычно Пуруша связан ею. Ш. А.: Разумеется, обычно Пуруша уступает действию Пракрити, но он может и воспротивиться этому, выйдя из-под ее власти. Он может освободиться, выйдя из эволюции, то есть освободившись от работы «эго» и природных личин. У.: Когда завоевывается свобода Пуруши, индивидуальность может видеть за Космическим Духом Трансцендентальное; в согласии с Трансцендентальной Волей она и будет действовать в Космосе, так? Ш. А.: Да, или, иначе говоря, вместо того чтобы быть инструментом в руках слепой Природы, вы можете стать инструментом Божественного. У.: Под Космическим Духом вы понимаете Безличное Сознание? Ш. А.: Нет, Космический Дух личностей, причем не в узком понимании этого слова. Он и статичен, и динамичен, Сагуна и Ниргуна - Ниргуна, поддерживающая Сагуну. У.: Вы говорили, что личностью является и психическое существо. Ш. А.: Да, психическое существо — это психический Пуруша. У.: Развивается ли психическое существо от рождения к рождению? Ш. А.: Развивается не оно само, оно направляет эволюцию существа, индивидуальности путем усиления психического элемента в природе индивидуума. Связанными являются именно эти природные личности. У.: Говорят, что психическое существо — это искра Божественного. Ш. А.: Так и есть. У.: Тогда функция психического существа совпадает с функцией ведийского Агни, бога Огня, предводителя в этом странствии. Ш. А.: Да, Агни — божество психического; помимо прочего, он предводительствует в восхождении. У.: Каким же образом психическое переносит личности, сформированные в этой жизни, в следующую жизнь? Ш. А.: После смерти оно собирает свои элементы и переносит их в следующее рождение. Но это не та же личность, которая родится. Люди легко путаются в этих вещах, особенно тогда, когда они изложены в терминах разума. Прошлая личность берется единственно за основу, а вкладывается личность новая. Будь личность той же самой, она продолжала бы старую линию поведения, и в этом просто не было бы смысла. У.: Соотносится ли переживание Космического Духа с тем, что вы называете Надразумом? Ш. А.: Да, но опыт Космического Сознания вы можете получить и на любом другом уровне сознания. Обычно, вы обретаете его на уровне Высшего Разума, где аспекты статического и динамического предстают чем-то раздельным. Но по мере продвижения вверх вы находите, что Надразум превосходит все прочие уровни, в нем указанные аспекты сливаются, образуя единое сознание. (Обратившись к X.) Таким образом, Гитлер ответственен до той поры, пока он не почувствует, что он вовсе не Гитлер. У.: Но чувствует ли он эту ответственность? Ш. А.: Он чувствует себя ответственным не только перед самим собой, но и перед всей Германией. Когда Гитлер только начинал, он был совсем иным. Его считали забавным чудаком; впрочем, вряд ли на него обращали внимание. А на своей последней фотографии он выглядит просто как преступник; похоже, он стремительно нисходит во тьму. Витальная одержимость придает ему и силу, и величие. Без этой одержимости он был бы грубоватым добродушным человеком с некоторыми ментальными увлечениями и известной толикой чудачества. Овладение им стало возможным вследствие неразвитости его психического существа. В его существе нет ничего такого, что могло бы противостоять витальной силе. У Муссолини психическое существо развито, а витальное существо отличается чрезвычайной силой. На последней фотографии он выглядит сильно ослабевшим. Либо это физический недуг, либо возраст; впрочем, возможно, что это результат неправильного использования сил. У.: Гитлер чувствует свою ответственность перед всеми арьями (арийцами), что бы ни означало это слово. Ш. А.: Но, разумеется, единственные арьи — это сами германцы. Они разделяют эту ответственность, и им же придется делить бремя последствий. У.: Возможно ли оставаться свободным от последствий каких-либо деяний, если при их исполнении не осознается собственная ответственность? Ш. А.: Подобным образом ответственности избежать нельзя, пусть при этом вы и не будете считать себя ответственным за происходящее. Для того чтобы освободиться от нее, нужно стать свободным. Достичь этой свободы можно тремя путями, что, конечно, немного. Первый путь — отделение Пуруши от Пракрити и осознание Пуруши в качестве отдельной сущности; второй путь — осознание Самости, Атмана или Духа как чего-то существующего отдельно от космического движения; третий путь — идентификация себя с надстоящей Трансцендентностью, то есть реализация Параматмы. Также подобная свобода может достигаться и буддистской практикой, приводящей к слиянию с Шуньей. У.: Остается ли Пуруша «свидетелем» при следовании первым или вторым путем? Ш. А.: Необязательно. Он может оставаться таковым при первом методе, ибо, отделив себя от Пракрити, он уже не участвует в действии, но лишь является его свидетелем. При следовании вторым путем реализации Пуруша может и не быть свидетелем мира или мирового движения. Самость может оставаться собранной и без каких-то свидетельств. Дух может приходить ко многим состояниям. Определенного рода Нирвана необходима даже и для нашей йоги. В известном смысле, мир должен стать для вас ничем, ибо нынешний образ его соткан Неведением. Лишь тогда, когда вы увидите нечто истинное, вы сможете войти в истинный мир, сможете вызвать к существованию истинное творение, мир Истины и Света.
24 января 1939 года
Ш. А.: Сегодня о новостях расскажу я. Похоже, что французский кабинет собирается выступить против правящей партии. Почему кабинет столь внезапно изменил позицию — загадка. У.: Я слышал, что один из лидеров Пондишери послал в кабинет министров письмо, направленное против какого-то должностного лица; это лицо должно было узнать об этом уже во Франции. Естественно, по возвращении оно стало занимать вполне определенную позицию относительно лидера и партии. Ш.А.: В Греции есть предание о том, что когда человек обретает слишком большую власть, он становится наглым и впадает в излишества; но это колеблет трон Божий, и тогда приходит воздаяние. Лидер партии, стоявшей у руля прежде, был иным. Он никогда не терял чувства равновесия и никогда не доходил до крайности. Когда его заместители посоветовали ему арестовать его политических противников, он отказался. У.: И у Гитлера был резкий взлет, но он не может видеть структуру момента. Век его будет краток. Ш. А.: У греков есть и другая знаменитая история, история о правителе Сиракуз. Вы ее знаете? У.: Нет. Ш. А.: Этот тиран захотел завести дружбу с другим тираном — правителем Сицилии. Оба были сицилийцами. Но последний отвечал: «Ты слишком удачлив. Ты должен либо чем-то пожертвовать, либо потерпеть хоть какую-то неудачу, чтобы та сделала твою фортуну не столь счастливой; в противном случае о дружбе не может быть и речи». Поликрат, тиран сиракузский, бросил в море свой самый дорогой перстень, это и было и жертвой, и неким искуплением удачливости. Этот перстень был проглочен рыбой, а рыба эта была выловлена неким рыбаком и подана тирану. Так перстень вернулся к нему. Второй тиран, услыхав об этом, сказал: «Уж слишком ты удачлив. Не быть нам друзьями». Впоследствии Поликрат был убит своим же взбунтовавшимся народом. В английском языке выражение «кольцо Поликрата» вошло в поговорку. Римский поэт писал: «Титаны пали под собственным весом». Подобная же идея выражена и в Индии: асуры слишком тяжелы для того, чтобы земля могла носить их. Но, несмотря на пословицы, некоторые асуры оказываются достаточно разумными для того, чтобы жить, процветая. У.: Можно ли считать, что своими действиями асуры противостоят закону эволюции или же чему-то фундаментальному в человеческой природе? Помолчав, Шри Ауробиндо ответил: «Не существует подобного всеобщего закона. Дело в том, что асуры не могут сохранить равновесия. И тогда начинает работать закон, требующий равновесия».
|