"Природа, все еще продолжающая свою поднимающую вверх волну, подготовила более мощный ранг человеческих душ, которые способны идти вперед за пределы этого подготовительного усилия [популярные религии] и могут войти в само существо Бога, способны жить там в блаженстве. Входящие в сознание Бесконечного, чувствуя его со всех сторон вокруг и в них, вечно трепеща от его касания, осознавая тождество с Ним в природе, радости и внутреннем самоосознании, в этой идентичности они все еще сохраняют постоянную отделенность своего особого бытия. Они не погружают себя полностью в божественный океан или, если они спускаются в него, то удерживаются на фантомной линии, которая предотвращает их касание с поверхностью. По своей природе – каких бы они ни придерживались мнений – такие люди являются Висиштадвайтинами (Visishtadwaitin), душами не притянутыми к полному единству. Но хотя человек полностью погружает себя в Бога, не заботясь о том, выплывет ли он вновь, хотя человек полностью жертвует себя божественному, не скрывая ни одной части своего существа, даже ни малейшей частички отделенности своего индивидуального эго, дживатман, божественная цель в человеке не может быть полностью осуществленной. Поэтому Природа, или Воля Бога, - ибо Природа – это ни что иное как Воля Бога в действии – обеспечила, что некоторые, живущие в Боге, человеческая душа в божественной душе, должны быть неодолимо немедленно призваны, с краткой передышкой или долгой и длинной, к полному погружению. Эти идут вперед и сбрасывают в Боге последний след Эго. Некоторые из нас, как сказано великим учителем, являются дживакоти (jivakoti), человеческими существами, склонными так сильно к символической природе, что, если они на время полностью теряют её в Реальности, они теряют себя; однажды погрузившись, они не могут вернуться; они потеряны в Боге для человечества; другие - являются ишваракоти (ishwarakoti), человеческими существами, чей центр уже был сдвинут вверх или поднят в вышестоящие планы нашего сознательного существования изначально, был установлен скорее в Боге, чем в Природе. Такие люди уже склоняются от Бога к Природе; поэтому они, даже теряя себя в Нем, все же сохраняют себя, так как, достигая Бога, они не оставляют свой центр, но, скорее, идут к нему; достигая [Бога], они способны снова склониться к человечеству. Те, кто может таким образом вернуться из купели Бога являются окончательными помощниками человечества и избраны Богом и Природой для того, чтобы подготовить тип супраментального человека, к которому поднимается наша человечность. Тогда существуют эти три божественные состояния, состояния, которые отдельно были постигнуты при достижении Бога человеком. Человек, будучи ограниченным в энергии и разделенный сильнее, чем католик в интеллекте, обычно привязан к своему отдельному представлению и ограничивает себя до одного или другого из этих состояний; Йогический метод, также, будучи внимательным к различным человеческим природам, приспосабливает себя к их ограничениям, становится выборочным и концентрируется на одном или другом из этих состояний. Или даже он становится частичным, так же как и выборочным; ибо в своем контакте с Богом он соотносит себя скорее с частью божественного качества, чем с идеальной божественностью, с Богом милосердия, Богом правосудия, Божественным Владыкой, Божественным Другом или же с каким-то аспектом божественного имперсонального бытия, с Бесконечным Восторгом, Бесконечной Силой или Бесконечным Покоем и Чистотой. В пребывании там могут быть такие же ограничения; в становлении также они могут упорно продолжаться. Нет ошибки в этом выборочном процессе или в этой частичности. Они необходимы; человеческие ограничения требуют этого способа; сама человеческая способность к совершенствованию находит свою выгоду в этих уступках. Природа знает свою задачу и она приступает к ней с широкой, гибкой и абсолютной мудростью, которая смеется над нашей беспомощной логической узостью и жесткими, односторонними соответствиями. Она знает,что имеет дело с бесконечно комплексным и изменчивым материалом и должна быть бесконечно комплексной и вариативной в своих методах. Мы рассматриваем только точный метод и завершающее осуществление; она же на своем пути должна рассматривать тысячесильную борьбу и бесконечные возможности. Тем не менее её предельная цель и совершенная и всеобъемлющая Йога та, которая скорее охватывает, чем селектирует. В рамках символа человечества нам предназначено быть тем, чем Бог является в себе Самом и во всем. Сейчас Бог абсолютен и свободен от этих ограничений и всеобъемлющ. Он всегда един в своем бытии, но все же одновременно и един, и отделен от своих символов и в этой дифференциации единства способен стоять совершенно в стороне от них. Также и мы в нашей абсолютной божественной реализации, когда мы стали едиными с нашим божественным Я, можем и должны быть способны аналогично выступать как я еще единое во всех существах, но все же дифференцированное в символе так, чтобы наслаждаться блаженной разделенной близостью такой, как близость Любящего и Возлюбленного, смешанная, но все же отделенная в их восторге; и можем, и должны, даже быть способны встать в стороне от Бога в некой полной отделенности, все же держа Его руку, не так, как чистый дуалист, но все же стоя в стороне от Него, с тем, чтобы мы могли наслаждаться той бесконечностью человеческих взаимоотношений с Богом, которая является чудом, красотой и радостью дуалистических религий. Осуществить это – вот задача полной, пурна, Йоги, и садхак, кто сможет достичь этого, является в своем состоянии полным Йогином. Но разве возможно такое тройственное состояние души? Логически это казалось бы невозможным; логически любые тройственности являются химерами и вещь должна быть в данное время одной вещью и не может сочетать три таких расходящихся состояния, как единство, разделенное единство и эффективная дуальность. Но в этих делах дюйм переживания ведет дальше, чем ярд логики, и вы найдете, что переживание подтверждает, что это триединое Бого-состояние абсолютно возможно и легко, когда вы однажды достигли полноты Бога. Мы не должны применять к душе логику, которая основана на специфике материи. Это истина куска земли, что он не может быть одновременно куском, подвешенным или приклеенным на какой-то сук, куском, вытащенным из земли, и бесформенной массой, втоптанной в материнскую почву. Но это потому,что кусок отделен от земной формы. Душа не отделена от Бога этими барьерами вещества и измерения. То что истинно для материи, не истинно для Духа, аналогично стандарты формы не становятся фактами, применимыми к бесформенному. Ибо материя – это сознательное бытие, заключенное в форму, дух – это сознательное бытие, использующее форму, но не заключенное в нее; и это является привилегией Духа, что через неделимость в своем чистом бытии он свободно само-поделен в своем сознательном переживании и может концентрировать себя во многих состояниях одновременно во времени. Именно этим тапасом, посредством этой разнообразной концентрации само-знания Божественное Существование создает и поддерживает мир и является единым и в то же самое время Богом и Природой и Миром, Личностью и Безличным, Чистым и Разнообразным, Качественным и Бескачественным, Кришной и Кали, Шивой, Брамой, и Вишну, человеком и животным, овощем и камнем, всеми аспектами Себя и всеми символами. Поэтому нам несомненно нужно, чтобы мы, восстанавливая нашу божественную реальность, не были связаны одним состоянием или аспектом, но могли бы владеть тройственным или даже множественным переживанием души. Становясь Богом, мы становимся тем, что является Всем и превышает и трансцендентно Всему. Sarvabhutani atmaivabhud vijanatah. Душа абсолютного знания становится всеми существующими вещами и Тем трансцендентным, в котором все вещи имеют свое существование, ihaiva, не прекращая владеть своим человеческим центром отдельного существования. Ибо это является полной божественностью, которая является результатом полной и всеобъемлющей Йоги." Шри Ауробиндо "От человека к сверхчеловеку".
|