Aphorism 2 Inspiration is a slender river of brightness leaping from a vast and eternal knowledge; it exceeds reason more perfectly than reason exceeds the knowledge of the senses.
Афоризм 2 Вдохновение – это тоненький поток блеска, выпрыгивающий из безбрежного и вечного знания; оно [вдохновение] превосходит здравый смысл намного больше, чем здравый смысл – чувственное знание.
Комментарий Матери к афоризму
Определенная часть заданных вами вопросов похожа: «Почему Шри Ауробиндо сказал таким образом?» - или что-то вроде этого. Я могла бы ответить: «Он сказал так, потому что видел это подобным образом». Но для начала следует понять одно; это определения, данные Шри Ауробиндо, определения, которые он дает в большинстве случаев в парадоксальной форме, чтобы заставить нас думать. Есть определения в словарях, являющиеся обыкновенными объяснениями привычно употребляемых слов. Они не заставляют вас думать. А вот то, что говорит Шри Ауробиндо, сказано с целью разбить привычное понимание, привести вас в соприкосновение с более глубокой истиной. С этой точки зрения целый перечень вопросов исчезает. Усилие, которое вам следует предпринять, состоит в попытке найти более глубокое знание, более глубокую истину, которую Шри Ауробиндо выразил таким образом, что это не является привычным способ определения слова. Выберу некоторые вопросы. Первый из них, заинтересовавший меня, поскольку исходил он от вдумчивого человека, касается слова «знание». [Вопрос связан] с сравнением использования этого слова Шри Ауробиндо в данном афоризме и в афоризме, который мы читали на прошлой неделе (см. комментарий к афоризму№1). Когда в афоризме, прочитанном на прошлой неделе Шри Ауробиндо, можно сказать, противопоставляет [слова] «знание» и «Мудрость», то он говорит о знании, живущем в среднем человеческом сознании, знании, приобретаемом через усилие и ментальное развитие. Здесь же, напротив, он говорит о сущностном Знании, супраментальном божественном Знании, Знании посредством отождествления. Именно поэтому он описывает его здесь, как «безбрежное и вечное». Это ясно указывает, речь не о человеческом знании в нашем обычном понимании. Многие люди спрашивают, почему Шри Ауробиндо говорит о «тоненьком» потоке. Это выразительный образ, создающий разительный контраст между безмерностью божественного, супраментального знания – бесконечным источником вдохновения – и тем, что человеческий ум способен воспринять и получить от него. Даже если вы в контакте с этими областями [планами], то та, так сказать, доза, которую вы воспринимаете, - минимальна, скудна. Она сродни крошечной струйке, или подобна нескольким падающим каплям; и эти капли столь чисты, сверкающи, настолько совершенны сами по себе, что дают вам ощущение восхитительного вдохновения, впечатление, что вы достигли бесконечных областей и поднялись очень высоко над человеческим состоянием. И все же, - это ничто в сравнении с тем, что все еще предстоит воспринять. Меня также спрашивают, является ли психическое существо или психическое сознание посредником, благодаря которому воспринимается вдохновение. Как правило, да. Первый контакт, который достигается с высшими планами – психический. Конечно, до того как достигнуто открытие внутреннего психического, трудно получить такие вдохновения. Это может случиться, как исключение, а при особых обстоятельствах, как милость. Однако истинный контакт приходит через психическое, потому что, безусловно, психическое сознание – посредник, находящийся в ближайшем родстве с божественной Истиной. Позднее, когда человек выходит из ментального сознание в более высокое сознание, за пределы ума, за пределы даже возвышенного ума, когда он открывает себя областям Надразума, а через Надразум – Сверхразуму, он может получать вдохновение напрямую. И, естественно, тогда они становятся более частыми, щедрыми, если так можно выразиться, более завершенными. И приходит время, когда вдохновение достигается с помощью воли, но, понятно, это требует значительного внутреннего развития. Как было только что сказано, такого рода вдохновение, [приходящее] из планов выше ума, превосходит по ценности и качеству высочайшие достижения ума, к примеру [достижения], рассуждающего ума. Безусловно, рассудок – высшая точка ментальной активности человека. Он может обозревать и контролировать знания, приобретенные с помощью чувств. Часто говорилось, что все чувства являются несовершенными инструментами знания, что они не способны воспринять вещи такими, какими те являются, что даваемая ими информация поверхностна и очень часто ложна. Полностью развитый человеческий рассудок знает это и не доверяет чувственному знанию. Только, так сказать, недостаточно разумный человек верит, что все, что он видит, слышит или осязает – абсолютно истинно. Как только рассудок человека развит до высокого уровня, он знает, что все эти представления по своей сути ложны, на них нельзя полагаться. А знание, получаемое из супраментального, или божественного плана превосходит все, что может быть постигнуто или понято рассудком, по крайней мере, в той же степени, в которой рассудок превосходит чувственное знание. Несколько вопросов касаются практического аспекта: «Как развить способность к вдохновению?», «Какими являются условия, необходимые для получения вдохновения и возможно ли иметь его постоянно?». Я уже ответила на это. Когда вы открываете себя супраментальным планам, обретается правильное состояние для получения постоянных вдохновений. А до тех пор, лучшим методом является максимальное успокоение ума, что позволяет развернуть его наверх и оставаться в состоянии тишины и внимательной восприимчивости. Чем в большей степени вы способны установить тишину, совершенное спокойствие ума, тем больше вдохновений вы способны получать. Также спрашивают, бывают ли разные по качеству вдохновения. В своем источнике – нет. Они всегда приходят из областей [планов] чистого Знания и проникают в любую наиболее восприимчивую часть человеческого существа, наиболее приспособленную к тому, чтобы принять их. Они могут быть обращены к различным сферам деятельности. Это могут быть вдохновения чистого знания, это могут быть вдохновения, которые содействуют вашему усилию к прогрессу, а могут быть вдохновения к действию, помогающие в практической и внешней реализации. И вопрос скорее не в качестве вдохновения, а в пользе которую вы из него извлекаете. Вдохновение всегда подобно капле света и истины, успешно проникшей в сознание человека. То, что сознание человека сделает с этой каплей, зависит от отношения, потребности, случая, обстоятельств; сущностная природа вдохновения при этом не меняется, меняется извлекаемая из него польза, его практическое применение.
Несколько других вопросов касаются разницы между вдохновением и интуицией. Это не одно и то же; но, думаю, у нас будет возможность вернуться к этому в ходе наших чтений. Вернемся к этому, рассматривая высказывания Шри Ауробиндо об интуиции. Обобщим сказанное; если вы искренне хотите получить пользу от этих чтений и всего написанного Шри Ауробиндо, лучший способ заключается вот в чем. Соберите ваше сознание и сфокусируйте внимание на том, что читаете. Далее лучшим способом будет достижение совершенного безмолвия, но, как минимум, вам следует установить ментальный порядок, достичь состояния неподвижности ума, неподвижности мозга, если можно так выразиться, чтобы внимание стало спокойным и неподвижным, словно зеркало, словно абсолютно спокойная поверхность воды. Тогда то, что человек читает, проходит сквозь поверхность и с минимумом искажений проникает и усваивается в глубине существа. Позднее, иногда спустя долгое время, это вновь возникает из глубин и проявляется в мозге со всей силой понимания, причем не, как приобретенное извне знание, а как внутренний свет. Только в этом случае способность понимания находится на самом высоком уровне. Если во время чтения ум остается возбужденным и пытается сразу понять прочитанное, теряется три четверти силы, знания и истины, которые содержатся в словах. Если же вы способны воздержаться от вопросов до завершения процесса впитывания и внутреннего пробуждения, о, тогда обнаружится, что вопросов куда меньше, поскольку улучшится понимание прочитанного. 19 сентября 1958 года
|