Я тут на два дня полностью выключился из практики. Никаких медитаций, никаких мыслей о йоге или вокруг неё, так изучал разные материалы, не относящиеся к делу. Причину сам сначала не осознавал, интерес вдруг резко пропал, да и вообще всякая воля к этому. "Совесть" не глодала, вроде как так и надо. Вечером второго дня внезапно пришло "озарение". Это было неожиданно и сильно. Оно изменило взгляд на "практику", а после как оказалось на весь подход к ней. Причиной остановки стало то, что я стал "сжигать" ресурс резервной энергии, который ещё иногда называют "энергией стресса", и хотя при этом чувствовал себя полным сил и с избытком, но это оказалось ошибкой. К слову сказать теперь я знаю как его задействовать даже без необходимости внешнего стимула, но лучше эту энергию не жечь понапрасну, она лежит в основе жизнестойкости, и не предназначена для "медитаций", хотя и вызывает эффектные и пограничные состояния. Всё это выяснилось, поскольку "озарение" было подобно повороту взгляда, оказавшего влияние на глубокое отношение, а быть может наоборот проявившее его вовне.
Сама идея проста и известна, но одно дело прочитать и забыть, и даже "принять к сведению", другое - осознать или увидеть, и поэтому измениться в действиях и отношениях.
Эта идея и следующие от неё действия основательно подрывает личное отношение в йоге, и одновременно стимулирует развитие не менее, чем поворот намерения к самоисследованию и опоре на внутреннее "я". Хотя сущность её проста, ясное объяснение затруднительно, поскольку она предполагает наличие опыта и противоречит вросшим ассоциациям и опыту личности, связанных с "действием и не действием". Поэтому я вынужден развивать мысль издалека, на примерах, чтобы сделать её более ясной. Те кто уже испытали на себе подобное легко поймут, некоторые могут испытать на опыте, но кому-то это может оказаться недоступным в их состоянии и отношении, поскольку за простым выражением стоит настолько же простая, насколько и глубокая сущность, способная перевернуть всё отношение человека к себе и к миру, и привести его в бесконфликтное состояние с самим собой, или по крайней мере чрезвычайно снизить этот распространённый, но редко осознаваемый в обычной жизни конфликт между внешним и внутренним сознанием.
Впервые я столкнулся с сущностью этой идеи на практике когда решил изучать Хатха-Йогу. Это было много лет назад, и мне "повезло" что в качестве пособия, которое попало мне в руки, оказалась книга Виктора Бойко. Книга была необычна тем, что в ней понятным русскому человеку языком рассказывалось о трудных моментах изучения такого неоднозначного явления другой культуры, как Хатха-Йога, и акцент был сделан на типичных ошибках, в основе которых лежит устоявшееся отношения к физическим практикам нашего общества. Хатха-Йога оказалась не набором физкультурных и аккробатических трюков, не способом действовать развивая что-то таким образом, как развиваются мышцы, или методом достижения направленного на результат. Приставка "Йога" в этой практике не случайна, и не претенциозна. Она оказалась способом медитации в глубоком смысле этого термина, способом "неделания" в котором личность растворяется по мере того, как растворяется форма ощущений, состоящая из привычек эмоций и вызванных ими хронического гипертонуса - рисунка напряжений в теле. А результат в виде улучшения здоровья и других благоприятных изменений, появляется в этой практике так-же как и в любом "недействии", каким является медитация - без стремления собственно к результату и как следствия самопроизвольного роста, вызванного созданными для этого подходящими условиями, состоянием сознания в первую очередь. Она не столь тороплива в своих шагах, как собственно и Йога вообще, она служит не только физическому или физиологическому улучшению, а вызывает комплексное и более глубокое изменение в отношении качества жизни, приводя сознание к миру и покою, устраняя глубокие эмоциональные конфликты, как и правильным образом выстроенная медитация вообще в Йоге. И происходит это не стремлением к результату, а как следствие естесственного роста благодаря созданию необходимых для него условий. Это то самое, что отличает "физкультурный" или "атлетический" подход от "медитативного". Я испытал в широкой мере и тот, и другой, и вызванные ими следствия. И это не реклама Хатха-Йоги, это лишь предисловие как пример. Дерево растёт само, когда созданы походящие условия. И расцветает в положенное время. Не важно, используете вы Хатха-Йогу, или буддисткое созерцание, у любой практики, которая претендует на звание "медитации", одинаковый подход. Различаются только уровни приложения, так сказать внешнее обрамление - не дерево так роза, но внутренняя суть не меняется. Это - естесственный рост.
Второй пример проще, как изобретение велосипеда. Внешняя личность считает по привычке, что какие-либо навыки принадлежат ей и достигнуты ею благодаря её действиям. На этом личность и стоит - она всегда есть некое действие, направляемое какой-то идеей или мыслью, или внешим стимулом. Поэтому когда она слышит "медитация", то реагирует на это как на очередное действие в её списке дел, и даже когда она слышит"самоустранение" или "самоотдача" - она всё равно считает это некими действиями. Даже когда она слышит и "недействие" - она стремиться его "сделать". Так уж устроена личность, и ожидать от неё иного нелья - в этом её функция, приводить действия к определённому порядку, и не важно какими правилами этот порядок определяем - внешними социальными, или внутренними и йогическими. Порядок есть контроль, и вместе с ним - сужение области осознавания в угоду немедленной эффективности. Но если мы хотим выбраться из-под этого контроля и освободить похороненное под давлением личности внутреннее сознание, его силу и его возможности, то из-за неумения действовать не как личность часто совершаем эту ошибку - привносим привычки личности в отношение и действие, которые предпологают освобождение от них. И после этого начинаем ходить по кругу, получая только порции воздуха, когда личность по тем или иным причинам ослабляет контроль. Личность же занимается перестройкой себя, она "учится" компромиссам новой жизни, получая энергию уже не только извне но и изнутри, и где-то уступает, а где-то затягивает гайки в возникающих перекосах. И так может продолжаться довольно долго, если не случиться какого-либо потрясения. Человек уверен что он живёт постоянным стремлением, насыщенной событиями внутренней жизнью, личность считает себя особенной - ну это уже частности, хорошо известные и испытанные на себе всеми ищущими. Наш велосипед, если кто-то учился на нём ездить, или что-то эквивалентно простое, что мы помним и чему мы начились - умение писать, рисовать, брать ложку и есть и тому подобное, показывает нам как на самом деле происходит развитие. Человек забирается на велосипед и пытается крутить педали сохраняя равновесие и управляя рулём согласно направлению движения. Или берёт ложку и пытается удерживать в ней жидкость и донести её до рта. Он создаёт условия, потому что он пытается. В какой-то момент у него начинает получаться, то есть нечто происходит, он не знает что именно, но вдруг ему удаётся проехать какое-то расстояние или донести суп. С этого момента навык начинает расти. Никто не контролирует этот процесс, всё просто происходит, уверенность растёт. Поэтому в языке это отражено как - "навык приходит". А потом уже встревает личность и говорит - "я научил себя (научился) ездить, есть, рисовать и т.д" И что ещё важнее - она так думает. То что навык формировался сам собой и неведомым личности способом, как неведомы ей все детали движения руки, сокращения мышц, или езды на велосипеде, это её не смущает" Теперь "она это делает", а поскольку человек отождествляется с личностью и получает к этому постоянные подкрепления со стороны окружающих - эта мысль закрепляется и становится "я это умею (делаю)". (Что подразумевает "это под моим контролем". Потом "я чувству", "я мыслю" и все в таком духе.
Человек, отождествляя себя с личностью, приступает к медитации, он понимает это как действие, а действие понимает на уровне личности как управление. Если он слышит что надо "наблюдать мысли", то личность понимает это в ключе "делать". Если она узнаёт, что надо освободиться от деятеля - то первая реакция та-же самая, она начинает "не делать", не "присваивать" - и хотя тут присутствует отрицательная частица, суть не меняется - это действие (контроль) с приставкой не - в другую сторону, но то же самое. И на этом этапе иначе может быть и нельзя. Должно пройти некоторое время, пока велосипед поедет. Самое трудное начинается именно тогда. Получив какой-то результат, личность конечног присваивает его себе, и "медитация" надолго укрепляется в её списке представлений со знаком равенства напротив пункта "мои дела" или просто "деятельность". И начинается продолжительная череда заигрываний с ослаблением и усилением контроля.
Медитация же не является "делом" или его отсутствием. Она является специфическим способом проживания, не свойственным ничему из того, что известно личности по её внешнему опыту. В случа Хатха-Йоги ошибки в привнесении этого деятельного подхода чреваты травмами вполне видимыми, от воспаления связок или структурных повреждений, до повреждений в энергетики которые вызывают перекосы в движении праны, и потому наглядно присутствуют вовне. С медитацией внутреннего характера всё не так явно, и потому долгое время, иногда десятки лет такие повреждения могут не выявляться, но и существенног прогресса не обеспечивать. Слава Богу, у психики, как и у тела есть защитные буферные механизмы, в которые разряжаются не в меру ретивые потуги. Однако есть энтузиасты, и я в общем то один из них, хотя и считал себя осторожным и битым,
способные заглушить трезвомыслие и не испугаться "временных" нарушений. Ну, трудное детство пример для искусства выживать, а не жить. Даже если "война так и не началась". Хотя для кого оно лёгкое в наши дни.
И поговорка "нет ничего более постоянного чем временное" имеет под собой практическое основание. Короче говоря, можно учень долго "медитировать" и даже получать массу переживаний, не вникая в перманентный характер ошибки - считать медитацию и вытекающий из неё способ видеть и жить неким деянием наравне с теми, что личность понимает под этим. Но всему приходит конец, хотя не сразу и не сразу полный.
Я полагаю, уже достаточно понятно в чём суть той идеи, которую я пытался изложить.
Личность может научиться даже избегать явных усилий, она может научиться даже способствовать преживаниям и притворяться что её нет, но она никогда не позволит возникнуть тем условиям, которые ведут к росту и глубокому изменению. И если в данный момент, в это мгновение по каким то причинам или без них, в медитации или просто наедине с собой, вы испытываете хоть малейший дискомфорт, явный или не явный будучи "не в ладах с собой" - это значит, что личность вмешивается между вами и тем что происходит. Может конечно, это отказал желудок или ещё чего. Может вы просто мечтаете и не "здесь", или в коме. Есть много способом избегать дискомфорта, и эти способы выдаёт одно - неясное восприятие происходящего вокруг. Не важно, в этом мире или в каком-либо сновидении. Это одно и то-же. Но медитация - это значит быть здесь, в этом мгновении и быть в мире с собой, а значит и со всем что в гармонии мира. И это не действие, не бездействие. Это скорее случается. Я бы сказал теперь, "ненаблюдающий наблюдатель", потому что он ничего не делает, даже наблюдение "случается" как "случается роза" или рассвет над запылённым городом, и всё же меняется всё. Но это уже за рамками слов.
С благодарностью к Тому, Кто "находится во всех людях, руководя их словами и действиями"