Агни есть Девата (божество), он один из самых ярких и могуще- ственных владык разумного ума. С точки зрения ведической пси- хологии, человек состоит из семи принципов, в которых выражает себя Атман: annam, грубая материя; pr˜õa, жизненная энергия; manas, разумный ум; vijñ˜nam, идеальный ум; ˜nanda, чистое или сущностное блаженство; cit, чистое или сущностное сознание; sat, чистое или сущ- ностное бытие. На нынешней стадии эволюции человечество в целом развило в себе и постоянно использует annam, pr˜õa и manas; личности, достигшие более высокого уровня развития, способны в значительной степени задействовать vijñ˜nam, но не сам по себе, Sve dme (sve dame), не в собственной форме, r¨pa, а лишь в уме, в качестве способности суждения, buddhi; люди, чрезвычайно продвинувшиеся в своем раз- витии, способны использовать vijñ˜nam в помощь manas и buddhi, но при этом vijñ˜nam все равно действует в разумном уме, то есть вне собственной сферы действия, зато в присущей ему форме в качестве идеального сознания; сочетание действия m˜nasika и vaijñ˜nika дает то, что называется гениальностью, pratibh˜nam, — отражение или свето- носный отклик ума на высшую идеальность; йогин выходит за преде- лы vijñ˜nam и даже — когда это один из величайших риши, подобный Яджнавалкье, — в саму ˜nanda. В обычном состоянии, бодрствуя, никто не может выйти за пределы ˜nanda, ибо cit и sat достижимы только в suÿupti, так как только первые из пяти оболочек, pañcakoÿas, развиты настолько, чтобы быть увиденными; это дано лишь людям Сатья Юги, но даже они не могут ясно различить последние две. От vijñ˜nam до annam простирается apar˜rdha, низшая часть Существования, в кото- рой Видья (Знание) подавляется Авидьей (Неведением); от ˜nanda до sat распространяется par˜rdha, высшая часть, где Видья господствует над Авидьей и где уже нет незнания, страдания или ограничений. На нынешней стадии развития человека разумный ум является его самой важной психологической способностью, и ведические гимны создавались ради развития разумного ума до его высочайшей чистоты и ради проявления его высочайших возможностей. Этот ум последо- вательно образуется следующими первоначалами: s¨kÿma anna, утон- чением грубой anna, из которой состоит физическая часть mana×koÿa anna или s¨kÿma deha; s¨kÿma pr˜õa, жизненной энергией ума, дей- ствующей и проявляющейся в n˜ýi× или в нервной системе s¨kÿma deha, и являющейся действующим началом или основой проявления желания; citta, воспринимающим сознанием, которое получает все впечатления извне и изнутри через тамасическую (t˜masika) реакцию, но, будучи тамасической, она не доносит их до саттвического (s˜ttvika) сознания — или разумного осознания, именуемого нами знанием, — так что благодаря citta мы запоминаем все независимо от того, заме- тили мы или не заметили запоминаемое, но для нашей жизни это зна- ние бесполезно, поскольку оно сокрыто в tamas; h®it, раджасической (r˜jasika) реакцией на впечатления, тем, что мы называем чувствами или эмоциями, а когда они становятся привычными, то характером; manas, или активным, определенным, чувственным сознанием, обра- щающим впечатления любого типа в образы объектов или в поня- тия при посредстве саттвической реакции, именуемой разумом или мыслью, общей для человека и животных; buddhi, или способностью рационального, опирающегося на воображение интеллектуального усвоения — наблюдения, удержания, сравнения, рассуждения, пони- мания, сопоставления и творчества, — всего того, что, вместе взятое, именуется нами интеллектом; m˜nasa ˜nanda, или чистым блажен- ством существования, проявляющимся через неочищенные ум, тело и pr˜õa в нечистом виде, то есть в смешанном со страданием разного рода, — однако само по себе оно чисто в силу своей невовлеченности, ahaituka; m˜nasa tapas, или чистой силы воли, обращенной в своем действии к знанию, чувству и поступку нечистым образом и прояв- ляющейся через неочищенные ум, тело и pr˜õa, то есть смешиваясь со слабостью, тупой инертностью, незнанием или заблуждением, — и тем не менее она чиста сама по себе в силу все той же ahaituka, нево- влеченности, отсутствия корыстного интереса или предпочтений, способных воздействовать на истинность мысли, действия или эмо- ции; ahaituka sat, чистым осуществлением существования, проявляю- щимся через неочищенные органы в виде ahaðk˜ra и bheda — эгоизма и ограниченности, — но при этом оно чисто само по себе, свободно от заинтересованности и обладает осознаванием единства в различиях, а также лишено в своих проявлениях привязанности к определенной форме или имени; и наконец, Атманом, или Самостью, помещенной в уме. Атман есть и Сат и Асат, и позитивное и негативное, sadbrahman и Шуньям Брахма; и позитивное, и негативное содержатся в sa×, или в Васудеве, и в tat, или в Парабрахмане, sa× и tat суть по существу одно. Буддхи, в свою очередь, делится на понимание (medh˜), которое просто использует знание, полученное через ощущения, и, подобно manas, citta, h®t и pr˜õa, является adhŸna, aniþa — подчиненным ощу- щениям; на собственно разум, или buddhi (также именуемый sm®ti, dhŸ или prajñ˜), который выше чувствования и противоречит ему в раз- деленном свете высшего знания, и непосредственно на jñ˜nam, satyam или sattvam, то есть сам свет высшего знания. Все эти способности имеют собственных devat˜s (божеств), по одному или по несколько, каждое со своими gaõas, свитами подчиненных божеств. JŸva, или дух, использующий эти способности, именуется hamsa — взмывающий или развивающийся вверх; когда он покидает низшее в уме и возвышается до saccid˜nanda при помощи одних только sat-cit и ˜nanda, то, покоясь потом в sad˜tman, или в Васудеве, он уже именуется Парабрахмой — достигшим высшего уровня на данной стадии эволюции. Это и есть фундаментальное знание, на котором зиждется Веда, и его утрата, которой способствуют искажения Нирукты, привела к нынешней путанице и деградации смысла. Чандра есть девата sm®ti или prajñ˜; Сурья — satyam; Индра — понимания и manas; Вайю — s¨kÿma pr˜õa; Митра, Варуна, Арьяман и Бхага суть четверо повелителей эмоционального ума, или характера; Брихаспати управляет sahaituka cit, или Тапасом знания; Брахма — sahaituka sat; Агни — sahaituka tapas и т. д. Это всего лишь примеры. Различные характеристики и энергии богов лучше всего прослежи- ваются при изучении самой Веды. Боги стремятся к совершенному выполнению своих функций ради Повелителя Яджни, Иши, Владыки ˜dh˜ra, или семичастной среды (medium) проявления; нарушить совер- шенное функционирование стараются Дайтьи, Титаны, которые тоже божественны. Их задача заключается в том, чтобы разрушить уже установленное, чтобы столкнуть человека вниз, или же дать ему воз- можность подняться повыше, но ценой отказа от того, что само по себе есть добро и гармония, хотя и не совершенного, — в любом случае, внушить человеку неудовлетворенность всем, что не есть совершен- ство, и постоянно подталкивать его к Беспредельности — либо через uttama gati к Васудеве, либо — если он от этого отказывается — через adhama gati к Пракрити. Ведические арьи пытались одолеть Дайтьев, или Дасью, с помощью богов; но после этого им предстояло одолеть и богов, чтобы человек мог достичь своей цели. Агни в сфере материальных энергий является управителем tejas — третьего и центрального из пяти материальных принципов, или перво- начал, известных ведической науке. Теджас, в свою очередь, бывает семи типов: ch˜y˜, или негативная светозарность, составляющая прин- цип annakoÿa; сумерки, или doÿa, основа pr˜õakoÿa — то есть tejas, моди- фицированный ch˜y˜; tejas сам по себе, ясность и свечение, сухой свет, составляющий основу mana×koÿa; jyotis, или солнечный свет, — сверка- ние, которое составляет основу vijñ˜nakoÿa; Агни, или пламенный свет, который составляет основу citkoÿa; vidyut, или электрическое сияние, которое составляет основу ˜nandakoÿa; и prak˜þa — основа satkoÿa. Каждый из этих семи типов теджаса обладает присущей ему энергией, ибо энергия есть сущностная реальность, а свет — лишь ее характерное сопровождение. Агни — величайший из всего, что есть в мире, он пре- восходит величием даже vidyut — хотя богом энергии Вайдьюты являет- ся сам Вишну, Повелитель Ананды — vaidyuto m˜nava×, Электрический Человек Упанишад. В vijñ˜na Сурья, так же как и Вишну, превосходит Агни величием, но здесь и он, и Вишну трудятся под управлением энергии Агни и ради удовлетворения Индры — в У панишадах Вишну моложе Индры, он — Упендра. В переводе на язык физики это означа- ет, что Агни, который управляет теплом и холодом, есть фундаменталь- ная активная энергия всех явлений, связанных с теплотой и холодом; Солнце есть всего лишь вместилище света и тепла, особое светоносное пылание Солнца есть всего лишь одна из форм tejas, а то, что мы зовем солнечными лучами, состоит из статической энергии prak˜þa — сущ- ностного света, основы satkoÿa, — электрической энергии vaidyutam и tejas Агни, модифицированного природой Сурьи и определяющего все прочие формы света. Prak˜þa и vaidyutam могут проявить свою актив- ность, только войдя в [сферу] Агни и работая в условиях его существо- вания (проявления), сам же Агни поставляет энергию Сурье — он тво- рит jyotis, он творит tejas, он негативно творит ch˜y˜. Верна она ли нет, но такова физическая теория Веды. В переводе на язык психологии это означает, что в разумном уме, который отныне доминирует, ни jñ˜nam, ни ananda не могут полностью развиться, хотя они по сути выше ума; даже Сома, рациональный buddhi, не может по-настоящему ими управ- лять; но вот Индра, наполненный Сомой, — понимание, основанное на чувствах и укрепляемое buddhi, — есть высочайший, ради чьего удо- влетворения трудятся Сома, Сурья, Агни и сам Вишну. Разум, которым так гордится человек, есть лишь звено в эволюции от manas к vijñ˜nam, и он должен служить либо чувствам, либо идеальному познанию; если он принужден работать на себя, то это может привести только к уни- версальному агностицизму, философскому сомнению и задержке про- цесса всего познания. Не следует считать, что в Веде эти имена пред- ставляют исключительно персонификации психологических и физи- ческих сил, — эти боги рассматриваются как реальности, стоящие за психологическими и физическими действиями и событиями, посколь- ку не бывает энергии самостоятельной — каждая энергия нуждается в некоем сознательном центре или центрах, из которых или через которые она исходит и проявляется. Естественно, возникает сомнение в том, каким образом Вишну, высшее божество, может быть Упендрой, младшим, в Ведах. Ответ заключается в том, что ВишнуВират уделяет особое внимание той энергии, которая приобретает самое большое значение на каждом определенном этапе эволюции. Мы видели, что на данном этапе эволюционного развития верховенствует Ананда, и по этой причине Вишну прежде всего является Повелителем Ананды, — нисходя же в материальный мир, он пребывает в Солнце как высшая электрическая энергия, вовлеченная в [сферу] Агни и исходящая из него, — физическая параллель Ананды, без которой невозможно ника- кое действие в мире. Он не ниже — он лишь подчиняет себя, делая вид будто служит, но на самом деле правит через свое служение. Однако upendratva не является высшим уровнем проявления Вишну, его param dh˜ma, — это, скорее, особая функция низшей dh˜ma, upendratva — это не viÿõutva, а только одно из ее действий. Таким образом, Агни есть владыка tejas, особенно огненного tejas, и орудие sahaituka tapas в уме. На языке современной психологии sahaituka tapas — это Воля в действии, не желание, но Воля, включаю- щая в себя желание и превосходящая его. Это даже не выбор, стрем- ление или намерение. По ведическому представлению, Воля есть по сути знание, принимающее форму силы. Поэтому Агни есть чисто ментальная сила, необходимая при любом сосредоточении. Усвоив эту ведическую концепцию, мы осознаем колоссальность значения Агни и начинаем понимать рассматриваемый нами гимн.
_________________ Древо Знания в Раю сердца самого человека становится Древом Жизни Вечной
|