Цитата:
Риши Диргхатамас говорит, что рики, мантры Ригведы, существуют «на высочайших небесах, нетленных и неизменных, где восседают все боги», добавляя: «кто не знает То - что он будет делать с риком?» (I.164.39). Затем риши упоминает четыре уровня, на которых рождается речь; три из них скрыты в тайне, четвертый же - человеческий уровень, из которого исходит обычное слово;
но слово и мысль Веды принадлежат уровням высшим (I.164.46).
В другом стихе (Х.71) ведическое Слово описывается как наивысшая из вершин речи, как самое лучшее и самое безупречное. Это есть нечто покрытое тайной, из тайны выходит оно, проявляясь. Оно вошло в провидцев истины, в риши, и обнаруживается, если следовать путем
их речи.
Что же это за
То? И что это за движение "нети нети" - не
То?
когда Агни описывается как kratur h®di («воля в сердце»), — то результат становится еще более ясным, объемлющим и убедительным (В ведах под "сердцем" понимают то, что в современной интерпретации мы понимаем как "сущность" - то есть "не личность")
Цитата:
так что риши вполне мог одновременно видеть внутреннее переживание и его символическую суть в образе: поток чистого света и бога-жреца, выливающего это очищенное масло на внутреннее подношение себя (self-offering), которое и дает риши это переживание.
Цитата:
«Есть Истина, сокрытая Истиной, где распрягают коней Солнца; десять сотен стояли вместе, там было То Единое, я видел величайшего (наилучшего, славнейшего) из воплощенных богов».
Отметим, как провидец Упанишад переводит эту мысль или этот мистический опыт в термины своего, более позднего, стиля, сохраняя центральный символ Солнца, но уже не делая тайны из его значения.
В У панишадах этот отрывок выглядит так: «Лик Истины сокрыт золотым заслоном. О Пушан, устрани его ради видения закона Истины.
О Пушан (пестующий), провидец единственный, о Яма, о Солнце, о Дитя Отца всех существ, направь и вместе собери свои лучи; я вижу Свет, который есть прекраснейшая (благодатнейшая) из форм твоих; он, кто есть этот Пуруша, Он — это я».
Подразумевается, что золотой заслон есть то же самое, что и низшая, скрывающая истина, ритам (®tam), о которой говорится в ведийском стихе; «наилучшее из тел богов» — то же, что и «прекраснейшая форма Солнца», это высочайший Свет, иной и более великий, чем любой внешний свет; великая формула Упанишад «Он — это я» соответствует Тому Единому, tad ekam, стиха Ригведы;
Цитата:
Важнее всего для мистиков было самопознание и углубленное знание мира. Они обнаружили, что под оболочкой внешнего физического человека находится глубинное «я» и внутреннее существо, открыть и познать которое есть его высочайшая задача. «Познай самого себя» —
таково было их великое наставление, точно так же, как в Индии познание Себя (или Самости), Атмана, стало великой духовной потребностью, высочайшей целью человеческого существования.
Можно вспомнить также из Упанишад, что То - мыслящий посредством ума, но не мыслимый. А это значит и чувствующий, но не ощущаемый чувствами - не объект, но субъект. И несмотря на это он реален. То является источником всех внешних "я" - к которым принадлежит и ум, и тело. То есть чувство существования, благодаря которому мы ощущаем "я есть", даже когда оно становится смутным. Поэтому "любое движение познание Духа есть самопознание, познание Того"
Конечно, ментальный свидетель является необходимым этапом, с чего то ведь надо начинать. Однако в действительности, это "я - То" в нас, что мыслит и воспринимает посредством ума, и ощущает посредством чувств, и действует посредством тела. Погружение внутрь означает погружение "в себя" или открытие реальности сущего, и нашей реальности - обнаруживается как реальность Того.
Так что отделение "себя" продолжается и по отношению к чувствам, и по отношению к телу, и всем внешним "я" - и это уже не ментальное свидетельство, а возвращение "я" к его источнику.
"в процессе становится ясным много из того, что ещё предстоит сделать"
Что касается меня, почему я поднял этот вопрос и прежде всего я задал его себе и конечно Богу, так это столкнувшись недавно со значительной дестабилизацией психики при попытке отстранения манаса. заняло какое-то время не сойти с ума, но когда всё организовалось, то проступила явная ошибка в способах этого движения. Отстранение природы должно происходить как часть процесса само-исследования, само- различения, - как часть позитивного и глубоко интимного и субъектного начала. Потому что ментальный свидетель, когда у него выбита почва в виде устранения опор восприятия, не способен справиться с тем, что не относится к его области выражения. На это способно внутреннее я, которое стоит за всеми инструментами. И как оказалось, источник этого "я" сама Тайна бытия, и радость и блаженство, которое существует без причины и внешних стимулов.