Духовность и Супружество
Из Переписки Ниродбарана со Шри Ауробиндо стр. 171, 224, 476, 575, 611.
Н.: Что вы скажете о своей блестящей карьере? Ш. А.: Моя карьера была намного менее блестящая, чем у многих других. Они должны бы продвинуться в Йоге дальше меня, например, Муссолини, Ленин, несравненный Крайтон, Ганди, Тагор, Рузвельт, Ллойд Джордж и т. д., и т. д., все Аватары или все, у кого есть внутренний принцип. Н.: Если у человека есть внутренний принцип, то неважно, что у него нет стремления к духовности? У него есть внутреннее сознание. Ш. А.: Всё это относится не только ко мне. Есть сотни других. Внутреннее сознание не такое уж редкое явление. Н.: Вы говорите, что Будда достиг Освещённого Ума, а Рамакришна – Интуитивного Ума. Согласно вашему объяснению Интуитивный план находится на более высоком уровне, чем Освещённый. Как тогда работа и реализация Будды значительно превосходят работу и реализацию Рамакришны? Ш. А.: У него был более мощный витал, чем у Рамакришны, огромная воля и неукротимый мыслительный разум. Если бы он вёл обычную жизнь, он был бы великим организатором, победителем и творцом. Если человек поднимается к высшему плану сознания, то из этого не обязательно следует, что он будет великим человеком действия или великим творцом. Человек может подняться к духовному плану вдохновения, о котором Шекспир и вообразить не мог, и всё же он не будет таким же великим поэтом как Шекспир. «Величие» не является объектом духовной реализации, не более чем известность или успех в мире – почему это является мерилом духовной реализации? Н.: Я не понимаю, как женатый человек – я имею в виду женатый не как Рамакришна – так легко получает опыты. Ш. А.: Почему нет? Женатый человек может получать опыты, особенно если он не чрезмерно сексуальный по природе. Но если он следует этой Йогой, ему придётся прекратить сексуальные отношения или у него возникнут расстройства. Н.: Вы слышали о том, что Монораджан Гуха Такурта и его жена ведут супружескую жизнь, имеют детей, но они сделали большой прогресс в садхане, особенно его жена, и, кажется, совсем не испытывает сексуального желания. Она подчиняется этим актам воспроизведения с безразличием. Возможно? Ш. А.: Это возможно, но многие ли это могут? Н.: Я думал, что любой сексуальный акт с желанием или без него является огромным препятствием в Йоге, и Мать говорила, я слышал, что каждый сексуальный акт – это шаг к смерти. Ш. А.: Ну, господа Гуха живы? Н.: И вот, несмотря на всё это она сделала прогресс в садхане, насколько может судить не специалист. Мажете объяснить? Ш. А.: В опредёлённой степени, да, но если бы она была сексуальна, это было бы для неё более трудно. Н.: В биографии Конфуция на бенгали говорится: «Почему Дхармагуру женился, мы понять не можем. Рассказ о Будде и его жене разрывает сердце …» Ш. А.: Почему? Что там разрывает сердце? Н.: Далее: «Шри Ауробиндо, хотя не Дхармагуру, тоже женился, и его можно назвать помешанным на религии». Что скажете, Сэр? Ш. А.: Что ж, лучше быть помешанным на религии, чем быть поучающим ослом и судить о том, чего не понимаешь. Н.: «Нас очень печалит участь его жены и также участь жены Конфуция». Ш. А.: Бедные опечаленные парни! Н.: «То же самое о Конфуции. Он даже имел сына и двух дочерей. Поэтому мы не понимаем, почему они женились и почему быстро изменились после женитьбы». Ш. А.: Совершенно естественно – они женились до своего изменения, затем произошло изменение, и женитьба стала принадлежать прошлому я, не новому. Н.: «Жёны Будды и Рамакришны чувствовали гордость за своих мужей, когда мужья их оставили». Ш. А.: Тогда в чём беда? Н.: Если супружеская жизнь препятствует духовности, тогда они могли бы не жениться». Ш. А.: Без сомнения. Но когда они женились, рядом не было всезнающего осла подобного этому биографу, который бы сказал им, что они будут помешанными или помешанными на религии, или, в любом случае, у них будут другие интересы. Н.: Поэтому, согласно этому биографу, все вы, кроме Христа, продемонстрировали отсутствие мудрости, когда женились! Ш. А.: Что ж, если биограф Конфуция может быть таким законченным ослом, то, думаю, Конфуцию можно позволить быть один или два раза глупым. Н.: Я коснулся деликатной темы, но для нас это загадка. Ш. А.: Почему деликатная? И почему загадка? Вы думаете, что Будда, Конфуций или я родились с предвидением, что будем вести духовную жизнь? Пока человек живёт в обычном сознании, он живёт обычной жизнью, когда он пробуждается и приходит к новому сознанию, он оставляет прошлую жизнь – в этом нет ничего загадочного. Н.: Мой друг пишет в письме, что слышит ваш голос, чувствует действие вашей Силы, его ум и витал освободились от сексуального импульса. Возможно ли, что человеку не пришлось много бороться, чтобы очиститься? Всё сделала Сила? Ш. А.: Вполне возможно, если психическое существо приняло на себя водительство или стало активным, иначе это не так легко. Н.: Как он добился такой победы, учитывая, что он женатый человек, имеющий жену, не очень склонную к духовной жизни? Ш. А.: Это относится не только к «женатому человеку». Н.: Тогда как нам, живущим здесь, в этой атмосфере, очень трудно добиться этого, хотя мы полностью ограждены от сексуальной жизни. Ш. А.: В его случае, как видно из его письма, сначала решительно освободился его ум. У большинства трудность в том, что ум частично поддаётся виталу под тем или другим предлогом.
_________________ Древо Знания в Раю сердца самого человека становится Древом Жизни Вечной
|