Каждый из нас чем-то занимается в жизни, если есть что-то интересное, чем хочется поделиться, прошу ...
А вот выдержка из писем о йоге, как эпиграф к этой теме:
Цитата:
Могу сказать, однако, что я не считаю бизнес чем-то плохим или порочным, – ничуть не больше, чем в древней духовной Индии. Если бы я относился к нему так, я не мог бы получать деньги от X или от тех наших учеников в Бомбее, которые торгуют с Восточной Африкой; не могли бы мы тогда воодушевлять их продолжать свою работу, а сказали бы им, чтобы они бросили ее и занялись бы одним духовным прогрессом. Как нам примирить стремление X к духовному свету и его предприятие? Не должен ли я сказать ему, чтобы он оставил свое предприятие на самое себя и на дьявола и ступал в какой-нибудь Ашрам медитировать? Равно если бы я сам получил приказ заняться бизнесом, как я получил приказ заниматься политикой, я бы выполнил его без малейшего духовного или морального раскаяния. Все зависит от духа, в котором вещь делается, от принципов, на которых она строится, к чему она поворачивается. Я занимался политикой, и политикой самого насильственного революционного рода, ghoraМ karma, и я поддерживал войну и посылал людей на нее, даже если политика не всегда или не часто была очень чистым занятием и война не могла называться духовной линией деятельности. Но Кришна призывал Арджуну на войну самого ужасного рода и своим примером воодушевлял людей делать все виды человеческой работы, sarvakarmАНi. Не считаете ли вы, что Кришна был недуховным человеком и что его совет Арджуне был ошибочным или неправильным в принципе? Кришна зашел еще дальше и провозгласил, что человек, делая правильным образом и в правильном духе работу, данную ему его фундаментальной природой, темпераментом и способностями и в соответствии со своей и с ее дхармой, может двигаться к Богу. Он показывает ценность функции и дхармы Вайшьи, равно как и Брахмана и Кшатрия. Это именно в его видении человек вполне может заниматься бизнесом, делать деньги и извлекать барыши и, все же, быть духовным человеком, практиковать йогу, иметь внутреннюю жизнь. Гита постоянно оправдывает работы как средство духовного спасения и утверждает Йогу Работ наравне с Йогой Бхакти и Йогой Знания. Кришна, однако, выдвигает также и более высокий закон, что работа должна делаться без желания, без привязанности к каким-либо плодам или вознаграждению, без какой-либо эгоистической позиции или мотива, как подношение или жертва Божеству. Это традиционная индийская позиция в этих вещах, что всякая работа может выполняться, если она выполняется в соответствии с дхармой, и что если она делается правильно, она не мешает приближению к Божеству или достижению духовного знания и духовной жизни.
Есть, конечно, и аскетическая идея, которая необходима для многих и которая имеет свое место в духовном порядке. Я сам бы мог сказать, что ни один человек не может быть духовно полным, если он не может жить аскетической жизнью или вести такую же бедную жизнь, как жизнь беднейшего отшельника. Безусловно, жадность к богатству и деланью денег должны быть убраны из его природы, как и жадность к еде или какая-либо иная жадность, и всякая привязанность к этим вещам должна быть вычеркнута из его сознания. Но я не считаю аскетический образ жизни необходимым для духовного совершенства или идентичным с ним. Существует путь духовного господства над собой и путь духовной самоотдачи и сдачи Божеству, уничтожающий эго и желание даже в гуще дел или в работе любого рода или во всех видах работ, требуемых от нас Божеством. Если бы это было не так, в Индии не было бы таких великих духовных людей, как Джанака или Видура, и даже не было бы Кришны либо Кришна был бы не Господом Бриндавана, Матхуры и Двараки, не принцем и воителем или колесничим Курукшетры, а лишь одним из великих отшельников. Индийские священные писания и индийская традиция – в Махабхарате и где угодно еще – оставляет место и для духовности ухода от жизни, и для духовной жизни действия. Никто не может сказать, что только одно является индийской традицией, а приятие жизни и работы всех сортов, sarvakarmАНi, является неиндийским, а европейским или западным и недуховным.