Двенадцать лет со Шри Ауробиндо
Ниродбаран
Война и политика: Независимость Индии
Вторая Мировая Война, в которую Индия также была вовлечена, началась в 1939, через год после несчастного случая со Шри Ауробиндо, и закончилась в 1945 победой Союзников. Долгая борьба Индии за свою свободу пришла к своему завершению в 1947 году, когда она стала независимой. Это был один из наиболее волнительных этапов за время нашего двенадцатилетнего пребывания со Шри Ауробиндо. У нас была уникальная возможность наблюдать вместе с ним, из его комнаты, шаг за шагом, за длительным ходом и быстрым развитием этих двух исторических событий: с одной стороны, огромная опасность для Европы и всего мира; с другой стороны, возможность, данная Индии, получить свободу через сотрудничество с Союзниками. Мы разделяли со Шри Ауробиндо его надежды и страхи, его ожидания, предсказания и пророчества. Он позволил нам мельком взглянуть на его действия, и дал нам спокойную уверенность в победе божественного предприятия, поскольку Мать заявила, что эта война является её войной. Гитлер находился в это время в зените славы. Его танковые дивизии, пронесшиеся по Франции и заставившие повиснуть судьбу Парижа на волоске, его Люфтваффе над Лондоном, Роммель, вторгшийся в Северную Африку, вторжение Союзников в Европу, битва за Сталинград - все эти и другие эпизоды заставляли нас затаить дыхание.
Но во время всех этих драматических событий, Шри Ауробиндо никогда не терял своего спокойного равновесия, хотя и очень хорошо знал, что поставлено на кон. Он сказал, что Гитлер самая большая угроза, перед лицом которой когда-либо стоял мир и что он не остановится ни перед чем в достижении своей страшной цели, даже если для этого ему понадобится разрушить цивилизацию, поскольку "Один час дурака разрушает то, что создавали века" как он написал в "Савитри".
Отчёт о том, что было сделано и сказано в комнате Шри Ауробиндо в этот период станет откровением во многих отношениях. Прежде всего, он рассеет преобладающее универсальное заблуждение, что Шри Ауробиндо был ушедшим от мира йогином, погружённым в собственную садхану. Напротив, он покажет насколько он был занят "благом человечества". Он был далёк от того, чтобы иметь только пассивный интерес в этом широком конфликте, современной Курукшетре, где решалась судьба всего мира, своей духовной силой он принимал в нём активное участие и направлял саму эту судьбу к победоносному осуществлению. Этот отчёт также прольёт свет на острую политическую проницательность Шри Ауробиндо и на его широкое знание в военном деле. Хотя он и оставил публичную жизнь в 1910 году и с тех пор в течение почти половины столетия жил в уединении, он всегда оставался в соприкосновении с мировым движением через внешние и внутренние средства. Возможно, люди найдут трудным поверить и будут решительно отрицать существование такой духовной силы; и им будет трудно принять на веру, что если такая сила существует, то получивший и обладающий ею человек сможет применять её для индивидуальных и космических целей. Но к счастью мы имеем слово самого Шри Ауробиндо и наш собственный опыт в поддержку этому. Фактически цель его интегральной Йоги была не меньшей чем низведение супраментального сознания и изменение существующего земного сознания посредством его динамической силы и света. Мы станем также свидетелями живого интереса Шри Ауробиндо к борьбе Индии за свободу, которой он сам дал первый толчок, пробуждая страну к её праву на рождение, а позднее направил своей решительной духовной силой к её достижению.
Хотя и не предполагалось, что мы в Ашраме будем принимать участие в политике, мы вовсе не были безразличны к мировым событиям. Фактически, Шри Ауробиндо сказал, что мы бесконечно в них заинтересованы. Журнал "Мать Индия", который был полу политическим и печатался каждые две недели, выходил в свет ещё два года после обретения Индией независимости, он издавался одним из садхаков, жившем в Бомбее, и его передовицы перед публикацией отправлялись Шри Ауробиндо для получения его одобрения. Во время своих продолжительных и регулярных бесед с лидером Бенгалии он давал ему советы и инструкции в отношении современной ситуации. Мать также говорила, что Суперразум не может не включать в свою окончательную работу ради изменения мира политическую администрацию, поскольку всё светское материальное благополучие находится в руках управляющей страною власти. Кроме того, эта Война не была простым политическим вопросом между большими нациями. Нацистская агрессия означала "опасность тёмного порабощения и ожившую варварскую угрозу Индии и миру". Это был вопрос жизни и смерти для духовной эволюции нового человека, для возникновения новой расы, которую Шри Ауробиндо и Мать пришли инициировать и установить на земле. И победа гитлеровской Германии означала бы не только конец цивилизации, но также и смерть этой великой возможности. Именно в этом смысле я назвал эту войну современной Курукшетрой.
Давайте же вернёмся в решающий 1938 год, когда собирались тёмные тучи и грохот был слышен по всей Европе. Была огромная вероятность того, что война разразиться в декабре, через неделю или две после ночи 23 ноября, когда со Шри Ауробиндо произошёл несчастный случай. Но, как он указывал в наших беседах, его Сила отодвинула её к более поздней дате, поскольку в то время она стала бы слишком большой помехой его работе. Не трудно предположить, что непреодолимые силы, которым никакая человеческая сила противостоять не может, повернули свою ярость на того, кто препятствовал им. Задолго до гитлеровского вторжения в Польшу, Шри Ауробиндо увидел тёмную асурическую Силу, поднимающуюся в Германии и уверенно шагающую по Европе, сделавшую Гитлера своим демоническим инструментом, псевдо-колоссом, самопровозглашённым Наполеоном. Поэтому он поддерживал Союзников и предупреждал Индию о надвигающейся опасности, в большинстве случаев вызывая негодование и недовольство своих слепых соотечественников. Будущие события подтвердили его прогнозы вплоть до последней буквы.
Мы с самого начала обсуждали международную политическую ситуацию. Безумную жажду власти Гитлера, политическое банкротство Англии, самоубийственную политику невмешательства Америки, практичную маккиавелианскую дипломатию России; всё было предметом наших словесных баталий в комнате Шри Ауробиндо. Окружённая дурной славой мирная миссия Чемберлена, воинственное интервью с Гитлером полковника Бека, предательство Францией Чехословакии вызывало у нас бурные протесты и похвалу. Шри Ауробиндо наблюдал, как одна нация за другой были загипнотизированы асурической майей Гитлера и подчинялись его дьявольскому обаянию, как интеллектуалы не подняли своего голоса против гитлеровской угрозы. Взглянув на фотографию Гитлера и Чемберлена, сделанную во время встречи в Мюнхене, Шри Ауробиндо сказал, что Чемберлен выглядит рядом с Гитлером как муха перед пауком, словно его вот-вот поймают - и он на самом деле был пойман! Конечно, немецкий диктатор уже имел в своём кармане Муссолини. Только полковник Бек, казалось, сохранял некоторую мужскую индивидуальность. Шри Ауробиндо обсуждал с нами многие проблемы, что будет видно из книги "Беседы со Шри Ауробиндо", словно мы были проницательными государственными деятелями и генералами; и эти разговоры часто оживлял гениальный юмор Шри Ауробиндо. В этих беседах он давал нам ясное видение проблемы, стоящей на кону, но никогда не навязывал своей точки зрения. Когда мы не соглашались с ним или не успевали понять его, он терпеливо объяснял нам, где мы ошиблись. Его физическая близость заставляла нас понять, с необычайной ясностью, какие ужасные нечеловеческие силы пытались накрыть мир абсолютной тьмой, от чего его могло спасти только Божественное Могущество.
Во всех свои новостях с войны мы зависели от ежедневных газет, поскольку не предполагалось, что обитатели Ашрама будут иметь радио. Кто-то из города начал снабжать нас короткими бюллетенями; когда война была в самом разгаре, радионовости передавались в комнату Шри Ауробиндо, чтобы он мог следовать за военными событиями, происходящими в каждый момент времени. Здесь мы находим замечательные примеры духовной гибкости его правил и принципов. То, что принималось без сопротивления в определённое время и при определённых условиях, не было бы нерушимо в других обстоятельствах. Шри Ауробиндо, который был смертельным врагом британского правления Индией, стал поддерживать союзников в их борьбе против угрозы мировой власти Гитлера. "Не просто проповедующий несотрудничество, но враг Британского империализма" теперь он внимательно слушал бюллетени о здоровье Черчилля. И мы предполагаем, что когда тот заболел пневмонией, он даже помогал своей Силой его выздоровлению. О его последовательности во всех обстоятельствах кричат только негибкие умы. Я всё ещё помню реакцию Шри Ауробиндо на новости о марше Гитлера и объявлении войны Англией. В течение некоторого времени мир ждал в неопределённости - посягнёт ли Гитлер на нейтралитет Голландии и двинется ли затем на Бельгию. Мы почти не сомневались по поводу его намерений. Это было вечером; Шри Ауробиндо был один в своей комнате. Как только я вошёл, он посмотрел на меня и сказал: "Гитлер оккупировал Голландию. Хорошо, посмотрим". Это всё. Два или три таких лаконичных, но полных значения замечания в отношении войны до сих пор звенят в моих ушах. В другой ключевой период войны, когда Сталин приставил пистолет к виску Англии и почти объединился с Гитлером, мы пришли в смятение и почувствовали, что если этот союз осуществится, то для Божественного не останется никакого шанса. Шри Ауробиндо резко возразил: "Вы считаете, что Божественное испугается Сталина?" Когда один садхак, видя как Гитлер, словно метеор пронёсся по Европе, в отчаянии закричал, обращаясь к гуру: "Где же Божественное. Где твоё слово надежды?" Шри Ауробиндо спокойно ответил: "Гитлер не бессмертен". Затем произошла известная битва под Дюнкерком и опасное отступление, вся армия союзников осталась незащищённой перед вражеской атакой с земли и воздуха, а яркое летнее солнце сияло в небе. Вдруг, словно из ниоткуда, собрался туман и дал неожиданную защиту для отступающей армии. Мы сказали: "Кажется, туман помог эвакуации". На что Шри Ауробиндо заметил: "Да, туман довольно необычен для этого времени". Мы, конечно же, поняли, что он имел в виду. Уже после падения Дюнкерка и капитуляции Франции Шри Ауробиндо начал применять свою Силу более энергично на благо Союзников, и он с "удовлетворением видел, как стремительное и победное движение Германии было остановлено, и вал войны развернулся в противоположную сторону".
Таким образом, мы видим, что Шри Ауробиндо не был просто пассивным свидетелем, критикующим военную политику Союзников на словах. Когда Индию попросили принять участие в войне, Мать и Шри Ауробиндо, во многом к удивлённому негодованию наших соотечественников, сделали вклад в военный фонд, и он, впервые, объяснил нации, что решалось в этой войне. Я помню Мать, которая буквально ворвалась в комнату Шри Ауробиндо ранним утром с листком бумаги в руках. Догадавшись, что будет обсуждаться нечто личное, я осторожно удалился. Затем неожиданно пришёл Пурани. "О, здесь что-то затевается", - сказал я себе. Пару дней спустя эта тайна была обнародована во всех газетах: Шри Ауробиндо сделал взнос в Военный Фонд! Конечно же, он объяснил свой поступок. Он заявил, что эта война ведётся "в защиту цивилизации, высочайших достигнутых ею социальных, культурных и духовных ценностей и всего будущего человечества..." Показывая пример, он давал пример для подражания другим. Но по всей стране его уделом стали протесты, клевета, инсинуации. В затруднительном положении оказались даже его ученики, несмотря на то, что он объяснил, почему сделал такой странный жест. Один ученик писал Матери: "Конгресс попросил нас не жертвовать в Военный Фонд. Что нам делать?" Ответом было: "Шри Ауробиндо пожертвовал на божественное дело. Если ты поможешь, ты поможешь сам себе". Некоторые желали победы нацистам из-за своей ненависти к британцам. Мать была вынуждена сделать резкое предупреждение. Она писала: "Необходимо чётко и ясно заявить, что все те, кто своими мыслями и желаниями поддерживает и призывает победу нацистам, фактически являются сторонниками Асура в его борьбе против Божественного и помогают Асуру победить".
Здесь я цитирую доклад одного садхака о просоюзнической позиции Матери:
"Р. Доложил Матери о моей реакции на недавний взнос Шри Ауробиндо в Военный Фонд. Я об этом не знал. Я вдруг заметил, что Мать совершенно невнимательна ко мне, я подумал, что это из-за того, что Она была очень занята в те дни. Но я пронаблюдал за Ней в течение трёх дней и понял, что здесь что-то не так. Я подошёл к Ней и спросил: "Почему ты игнорируешь меня? Она ответила: "Ты очень хорошо знаешь". Но я был озадачен. Я перебрал все возможные причины, кроме истинной, которую Она считала серьёзной. Я не думал, что Р. Доложит Матери о моей с ним беседе. Поэтому я стал умолять Мать сказать мне, что я натворил, так как я должен был обязательно исправить свою грубую ошибку. На это Она со всей строгостью сказала: "Существуют вещи, которые были установлены задолго до твоего рождения. Мы работали над ними в течение долгого времени. И теперь ты со своим крошечным умом полагаешь, что всё это ничто, что Шри Ауробиндо и я ошибаемся, а ты прав в своих суждениях!" я был поражён; всё промелькнуло передо мной: "Что за причина?" Будучи в затруднительном положении я выразил своё удивление: "Это из-за моего разговора с Р. о войне?" Мать кивнула головой. Я почувствовал облегчение и сказал: "О, это ничто. Я сказал просто так, это совсем несерьёзно". Но лицо Матери осталось суровым и Она сказала: "Несерьёзно? Это было почти невероятно, что из всех о Шри Ауробиндо сказал это только ты! Ты не читал того, что он дал для Прессы?". Я ответил: "Да, я читал. Но неужели британцы не сделали ничего плохого Индии?" Мать ответила: "Мы никогда не говорили, что они не сделали ничего плохого, и мы также не говорили, что они не сделают ничего подобного в будущем. Но сейчас вопрос стоит не так; неужели ты не понимаешь этого? Когда ты видишь, как дом твоего соседа горит и ты не бежишь гасить его, потому что он сделал тебе что-то плохое, ты рискуешь сгореть в своём собственном доме и потерять собственную жизнь. Ты не видишь разницы между силами, сражающимися за Божественное и за Асуров?" Я сказал: "Да, Мать, я вижу; только меня сбивает с толку то, что Черчилль, которого ты и Шри Ауробиндо выбрали на роль прямого инструмента, хочет сегодня помощи Индии ради существования своей собственной страны и, тем не менее, он говорит, что Правительство Его Величества не имеет намерения ликвидировать Империю!" На что Мать ответила: "Предоставь всё Божественному. Черчилль - человеческое существо. Он не йог, стремящийся трансформировать свою природу. Сегодня он представляет собой Душу Нации, сражающейся против Асуров. Он - существо, которого ведёт Божественное напрямую, и его душа отвечает замечательно. Сейчас всё должно быть сконцентрировано на помощи Союзникам ради победы, которая предрешена, но не должно быть никакой расслабленности, ни малейшего открытия Асуру. После того как битва будет выиграна, если душа Черчилля останется впереди и его и дальше будет вести Божественное, он пойдёт очень быстро по пути эволюции. Но обычно на земле так не происходит. Его человеческий разум и витал возьмут руководство в свои руки после того как кризис минует, и он снова опустится на уровень обычного человеческого существа, хотя более высокого порядка".
Когда доктор Рао, один из врачей, обслуживавших Шри Ауробиндо, сказал, что множество людей в Мадрасе были удивлены, что Шри Ауробиндо, имевший такие антибританские взгляды, сделал взнос в Военный Фонд, Мастер объяснил ему в очень продолжительной беседе, почему он предпринял этот шаг. Он сделал это намеренно, чтобы доктор Рао говорил об этом, когда будет подниматься этот вопрос. Среди уже известных пунктов, Шри Ауробиндо раскрыл своё собственное оккультное действие в этой войне. Он сказал: "Тебе известно, что Гитлер пытается заполучить плацдарм в Южной Америке и ведет там активную пропаганду? Это может привести к атаке на США. Сейчас он практически хозяин Европы. Если бы он захватил Англию после краха Франции, он мог сразу оказаться в Азии.... Сейчас против него приведена в действие другая сила. Однако опасность не миновала. У него есть пятидесятипроцентный шанс на успех. До того времени, когда пала Франция, он был замечательно успешен, потому что позади него стояла асурическая сила, руководившая им; от этой Силы он получал удивительно точные послания".
Рао: Проблема с Индией в том, что британцы не сдержали ни одного обещания до сих пор. Им никто не верит.
Шри Ауробиндо: Дело в том, что они не верят, что Индия поможет им, если получит статус Доминиона. Иначе бы они дали его.
Рао: Я не думаю, что Индия бы отказалась помочь.
Шри Ауробиндо: Ты так не думаешь? А как насчёт Левого Крыла, коммунистов, Босе, например? И это не правда, что они ничего не дали. В характере британцев идти постепенно. Как только на кону их собственные интересы, они идут на компромисс. Они дали Провинциальную Автономию и не применяют права вето. Всё портят уступки Конгресса. Если бы он не уступал и оказывал давление на Центр, он бы уже получил к этому времени всё, что хотел. Я поддерживаю британцев по двум причинам, ради интересов самой Индии и ради человечества; и причины, которые я привёл - внешние, а есть ещё также и духовные.
Шри Ауробиндо боролся не только с Гитлером, также у него была трудная задача победить крайнюю антипатию к британцам в его учениках. Возникла угроза роспуска Ашрама из-за антибританских и прогитлеровских настроений его обитателей. Сколько писем пришлось написать Шри Ауробиндо своим ученикам, чтобы указать на их грубую ошибку и на опасность победы нацистов! Я процитирую лишь одно такое письмо, написанное ученику в 1942 году: "...Вы не должны думать об этом как о борьбе за одну нацию против другой или даже за Индию; это сражение за идеал, который должен установиться на земле в жизни человечества, за истину, которая пока не реализована полностью, против тьмы и лжи, которые пытаются сокрушить землю и человечество в ближайшем будущем. Необходимо видеть силы, стоящие за битвой, а не те или иные поверхностные обстоятельства.... Не может быть никаких сомнений, что если они победят, то придёт конец всякой свободе и надежде на свет и истину, и работа, которая должна быть выполнена, попадёт в условия в которых её будет невозможно выполнить с человеческой точки зрения; придёт царство лжи и тьмы, жестокий гнёт и деградация, которая жителям этой страны даже не снилась и чего они не могут понять. Если же победит сторона, которая заявляет, что сражается за свободу человечества, то эта ужасная опасность будет избегнута и будут созданы условия, в которых будет Шанс для роста Идеала, для того, чтобы Божественная Работа была сделана, для того, чтобы духовная Истина за которую мы стоим, установила себя на земле. Те, кто сражается за это, сражаются за Божественное и против угрозы царства Асура".
В одной из бесед в 1940 году Шри Ауробиндо сказал: "Существуют силы, пытающиеся разрушить Британию и её империю - силы, пребывающие над и в этом мире, я имею в виду внутренние силы. Я сам желал её разрушения, но в то время я не знал, что поднимутся силы такого рода. Эти силы работают ради эволюции нового мирового порядка, который придёт вслед за ликвидацией Империи. Но нет необходимости в разрушении Империи для прихода этого нового устройства. Это новое устройство может быть достигнуто более спокойно изменением баланса сил, без больших разрушений. Не будь этого Гитлера, мне было бы всё равно, какая сила останется, а какая будет побеждена. Сейчас же вопрос заключается в том - придёт ли новый мировой порядок в результате больших страданий и разрушений или же после наименьшего их числа. Крах Англии означал бы победу Гитлера и в этом случае, возможно, после многих страданий и угнетения, и реакции на них, этот мировой порядок или придёт или нет, или же он может придти только после пралайи! Конечно же, результат предрешён Божественным Видением и никаких изменений быть не может. Но никто не знает что это за решение".
Эти две длинные выдержки в достаточной степени показывают видение Шри Ауробиндо игры этих сил: как они пытаются использовать человеческие инструменты для достижения своих целей, а также роль Шри Ауробиндо в этой таинственной игре. А теперь я приведу несколько выдержек из наших бесед, чтобы продемонстрировать скрытое от внешнего взора наблюдение Шри Ауробиндо за течением войны, его комментарии военных движений соперничающих партий, его предчувствие стратегических ходов и последствий к которым они приведут, или его собственные предложения курса, которым можно следовать. И всё это оживлялось спокойным юмором, который заставлял светиться даже саму жестокость войны и получить наслаждение от игры сил.
29.12.40. Саваркар произнёс речь, в которой он сказал, что британцы не могли потерпеть поражения в этой войне. Шри Ауробиндо прокомментировал: "Чепуха. Их спасло Божественное вмешательство. Они были бы разгромлены, если бы Гитлер вторгся в Англию в правильное время, сразу же после падения Франции".
"Почему Божественное не вмешалось в судьбу Франции", - спросил один из нас.
"Потому что французы порочны и не имели никакой силы сопротивляться. У англичан всё ещё оставались некоторые из их старых добродетелей, которым могла быть дана поддержка. Мать сказала: "Французы предали Чехословакию и таким образом были обречены".
Точно также, когда Франция, после падения Дюнкерка, отвергла предложение Черчилля об общем гражданстве для Британии и Франции для того, чтобы они могли сражаться как одна страна, Мать, кажется, рассматривала это как отвержении Божественной Милости, которая пришла на помощь Франции в самый подходящий момент. Нам было сказано, что вся речь Черчилля была продиктована Матерью оккультным образом.
И для того, чтобы подытожить нашу беседу.
В: Говорят, что Гитлер оккупирует Италию, если Италия потерпит неудачу.
Шри Ауробиндо: Это одна из возможностей. Но для Германии будет трудно удержать столько людей вместе.
В: Есть новости о том, что Гитлер пытается влиять на Болгарию, чтобы она позволила ему совершить переход или завлечь её в орбиту Оси[1].
Шри Ауробиндо: Это сегодняшняя опасность. Я не думаю, что вмешательство Англии вероятно; если Британия не сможет помочь достаточным количеством противотанковых ружей, самолётов, и т. п., балканским странам будет трудно сопротивляться Германии.
В: Турция может придти на помощь Болгарии, если та будет атакована.
Шри Ауробиндо: Не знаю. Если Турция дождётся пока её атакуют, то будет слишком поздно. В этом случае Гитлер сможет развернуться против Палестины и помочь там Италии, а затем двинуться в Африку. Затем он попросит Испанию присоединиться к ним, чтобы английская армия в Африке могла оказаться между двух огней.
В: Вход Гитлера в Румынию, кажется, является первым шагом к Балканам.
Шри Ауробиндо: Это подобно всем другим его движениям - медленное проникновение, после которого он может устремится на Турцию, Египет и Азию. Что удивительно, так это отношение Сталина. Он совершенно спокоен.
В: Какой-нибудь секретный пакт?
Шри Ауробиндо: Даже если он существует, как долго Гитлер будет его уважать, если он победит? Тогда Россия будет вынуждена либо сопротивляться, либо она будет сметена. Сталин рассчитывает на истощение как Оси, так и отношений Англии с Францией. Если Гитлер захватит Турцию, Африку и Египет, то практически, это будет означать поражение Англии. Что после этого сможет сделать Россия? У Гитлера достаточно большая армия для того, чтобы воевать на два фронта, в то время как Англия вряд ли сможет разделить свои войска.
Когда Германия угрожала Норвегии и Швеции, Шри Ауробиндо прокомментировал это в другой беседе: "Эти испуганные мысли о своих интересах, охватившие все эти страны. Каждая из них думает, что она будет в безопасности, в то время как каждая будет проглочена в свою очередь. Кажется, что союзники должны будут сражаться без посторонней помощи, если будет Мировая Война, против России и Германии - чудовищная комбинация.... Для мира нет никакого шанса, если в Германии ничего не случится, или если Гитлер со Сталиным не поссорятся. Но сейчас подобной вероятности не существует.
[1] Ось - союз Германии, Италии, позже Японии и других стран во время Второй Мировой войны.