"22 января 1939 года У.: Вчера мы говорили о голосах; существует ли критерий оценки того, истинен ли голос? Ш.А.: Какой еще критерий? Никакого критерия нет. Да и как бы вы смогли отличить истинное от ложного? У.: Выходит, что Гитлер, говорящий о следовании некоему голосу, прав? Ш. А.: Прав в каком смысле? В моральном? У.: Видимо, речь идет о духовном аспекте. Ш. А.: На каком основании вы можете говорить о ложности этого голоса? Гитлер нашел, что, следуя ему, он овладел Австрией и Чехословакией, он достиг успеха и во множестве других предприятий. Тогда почему же этот голос не истинен? Как я уже говорил, Космический Дух может использовать его именно таким образом. Вы не можете его обвинить даже в аморальности. Он очень строг в выборе пищи, похоже, у него нет женщины, да и все прочие аспекты его жизни находятся под контролем. Робеспьер был не менее моральным человеком, но он погубил множество людей. У.: Тогда скажите, что Вы понимаете под «истинным голосом»? Ш. А.: Это — голос психического. Духовная точка зрения существенно отлична от вашей. В ней отсутствуют понятия добра и зла. Человек превосходит все подобные стандарты и взирает на мир уже с этих высоких позиций. Но для этого существенно восприятие или же ощущение Божественного присутствия во всем. Человек видит Божественное всюду, оно лишь вуалируется гунами. С этой точки зрения обнаруживается истинность сказанного «Гитой» о гунах: человек приводится в движение гунами. Один злой саньяси пришел в калькуттский храм Кали. Рамакришна назвал его «тамасическим Нарайяной». Но это определение оказалось неточным, ибо появился еще один ведантист, который стал удовлетворять свою похоть с первым саньяси. Рамакришна спросил у него: «Почему вы отдаетесь подобным утехам?» Ведантист ответил: «Все — майя, и какая разница, делаем мы это или не делаем?» Рамакришна ответил: «Плевал я на вашу Веданту». Если исходить из логики, то ведантист был прав. Пока все является для вас мяайей, вы вольны творить все, что угодно. И как вы узнаете благость творимого? Например, что вы можете сказать о деяниях Керзона? У.: Вы имеете в виду отделение Бенгалии? Ш. А.: Да. Прав ли он в этом? Он считал себя правым, а прочие были уверены в ошибочности такой политики. Но все же Индия тогда не была настолько свободной, если сравнивать ее с современной Индией. И, возможно, Космический Дух вынудил его на подобный поступок, чтобы привести к дальнейшим следствиям. Существует пророчество каббалистов: Золотой Век придет тогда, когда евреев станут преследовать и изгонять отовсюду. Возможно, именно это и осуществляется Гитлером. Видеть нечто можно очень по-разному. Скажем, давешняя американка может считать, что она наделила нас большой суммой, для нас же это пустяк. У.: Тогда можно говорить и об отсутствии ответственности человека за свои поступки. Человек делает то, что хочет; так мы придем к фатализму. Ш. А.: Нет, человек не может делать то, что ему хочется. Говорить, что Гитлер в каждом, неправильно; люди не станут творить то же, что творит он, ибо именно природа человека вынуждает его к тем или иным поступкам. Ваш вопрос напомнил мне об истории с моей бабушкой. Она сказала: «Бог создал такой скверный мир. Если бы я встретилась с ним, я бы сказала ему все, что я о нем думаю». Дедушка ответил: «Да, все так. Но так уж устроен Бог, что пока в тебе есть подобное желание, ты не можешь к нему приблизиться». (Смех.) Когда мы говорим, что Гитлер одержим витальной силой, мы просто констатируем факт, это не моральное суждение. Все это прекрасно видится и из самих его дел, и из того, как он эти дела производит. Я помню, как в Бароде появился юный саньяси с длинными ногтями. Он обычно стоял под деревьями. Мы с Дешпандом отправились посмотреть на него. Дешпанд спросил его: «Что есть Дхарма или основа действия?» Тот отвечал: «Такой основы не существует. Дхарма вора — красть, ибо такова его природа». Дешпанд очень разгневался, услышав такой ответ. Я же сказал, что это всего лишь определенная точка зрения. Но все сказанное не означает, что действия человека остаются без последствий. Как говорил Христос, надобно прийти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Существует закон жизни, толкающий вас на убийство, на преследование и т. д. Когда вы своевольно налагаете страдание на других, это страдание возвращается к вам — таков закон Кармы. У.: С. любил цитировать известный стих Дурьодханы: «Джанами Дхармам нача ме правритти» (Я знаю, что такое Дхарма, но мне не хватает сил для того, чтобы делать должное). Ш. А.: Вспомните о другом стихе: «Тобой, Всенаправляющим, что в сердце моем, деянья я совершаю». Этот вопрос становится серьезным, когда вы хотите менять себя или же менять других. Говоря «этого быть не должно» или «должно быть так», вы доводите до витала правило разума, но когда вы выходите за разум, вы входите в контакт со своим духом, а природа этого духа — Свет, Истина и Чистота. Дисциплина существует ради духа, а не для исполнения ментального правила. Если вы хотите достичь истинной чистоты, вы должны отвергать все то, что будет возникать на вашем пути. Так же дело обстоит и с ложью. Если вы ищете Истины, вы должны совершенно избавиться от лжи, и не потому, что существует ментальный принцип добра и зла, а единственно ради духа. Природа многосоставная: одна часть может искать исключения того, что противостоит какому-либо изменению, что противоречит ему, а другая часть может отстаивать то же самое начало. Как говорил один римский поэт: «Лучшее вижу, но худшему следую». У.: Одно время слово «Веданта» было синонимом лицемерия. Люди называли их «Бедантисами» — «теми, у кого два ряда зубов», одни зубы напоказ, другие — для пережевывания пищи, прямо как у слона. А есть ли хоть какая-то истина в Вама-Марге? Ш. А.: Не знаю. В ней заключена идея подъема и возвышения сил. Даже половой акт нужно совершать, находясь в высоком сознании. О том, что это возможно, говорят и «Упанишады». Но вернемся к исходному пункту о законе Природы. Мы должны понимать, что все это вовсе не говорит об отсутствии морального стандарта. Человечество требует такого стандарта, он способствует его прогрессу. Из того, что делает Гитлер, с очевидностью видно, что он служит отнюдь не силам Света. Он служит тому, что было бы названо евреями «силами нечестивыми». С точки зрения духовного, и такие силы могут быть необходимы. Как говорится: «Мир слагается из разных начал». Но опять-таки, из этого вовсе не следует, что распознание различных планов является чем-то необязательным. Скажем, существует витальный план, законом которого являются сила и успех. Если у вас есть сила, вы достигаете победы. Если вам присуща скорость, вы обгоняете остальных. Закон разума приходит словно для того, чтобы служить противовесом сказанному, он приносит с собой ментально-витальный стандарт. Если вы превосходите и его, вы приходите к состоянию, в котором «Сарва Дхарман Паритьяджа» «Гиты» становится принципом. Принципом становится и Шаронам Враджа. Но если вы оставите и последнее — «мамекам Шаронам Враджа» («лишь во Мне ищи прибежища»), то вы с неизбежностью придете к следованию своему «эго» и станете либо асуром, либо лунатиком, либо животным. Впрочем, чувство греховности и праведности известно и животным. Это хорошо показано в «Книге джунглей» Киплинга. Вы читали ее? У.: Нет. Ш. А.: Книга рассказывает о том, как стая преследовала одиночку, не соответствовавшего стандартам стаи. Контакт с человеком лишь усилил это чувство".
|