Вчера я плавала в бассейне и рассматривала мозаичную стену (там по периметру выложена мозаика с морскими пейзажами, водолазами, подводным миром). Мы так часто и незаметно для самих себя привыкаем к стенам: и телом, и восприятием, и поверхностным видением глаз (узоры на обоях, цвета, привычные трещинки и царапинки, которые мы просто не замечаем). А стены наполнены. Можно воспринимать или чувственно, или телом. Это происходит с окружением, атмосферой, но и со стенами и одеждой, например. Вчера я смотрела на ту мозаичную стену...там нет ни одного случайного стеклышка: ни в отношении цвета, ни в отношении размера, и, даже если два стеклышка внешне как бы одинаковы, все равно их выбор и месторасположение не случайны. Какая кропотливая работа! Сколько эскизов надо сделать, какой проделать труд, как все сделать сочетаемым... И у меня были смешанные чувства: это и гармония-гармония композиции, цвета, и погруженность художника в свою работу, но и чувство напряга. Я переживала вот этот напряг: что каждое стеклышко должно быть именно тут, чувство напряга из-за совершенства как обязательного условия, это совершенство вроде как обязано быть. Я посмотрела... Даже если это творчество, как говорится, "тяп-ляп", напрямую, когда творящий в состоянии медитации, растворен в работе, я все равно переживала этот напряг. Переживала так, будто он неотделим от творчества, даже самого свободного в самовыражении. Я не говорю, что это так, но я это переживала именно так. Было и тихое восхищение работой. Еще была обида, что в этом помещении ежедневно столько людей, но никто не замечает этой красоты и не чувствует эти изображения, на это не обращают внимания, к этому привыкли. Это даже не мои чувства обиды и отчаяния, а художника, что это создавал. Хотя он уже и умер. (Если не ошибаюсь, это вроде делал Кузнецов, муж учительницы истории искусств в городской художественной школе.) И это чувство вчера прошло через меня. "Я старался, делал, создавал, вкладывал столько труда, а никто не ценит, не смотрит, не любуется!"Это будто какая-то витальная часть, что осталась после его смерти рядом со своим творением, витальная вибрация - довольно низкая (точнее, нормальная, средняя такая для людей), что-то от творческого витального эго. Вот так.
|