наблюдатель простирается как время и пространство; они бесконечны и совершенны, будучи вовлечёнными как источник света, освещение и освещаемое... что касается внутреннего или внешнего, то всё заключено в освещении... как тогда что-то может быть "внешним", если только оно не похоже на вершину горы?
вся вселенная пребывает в освещении, которое сияет самостоятельно, само по себе, всюду и всегда...
это освещение – её запредельное величество Трипура, Всевышняя. в ведах она называется Брахман... вайшнавы называют её Вишну... шиваиты – Шива... шактисты – Шакти... Богатый бездельник - Бог-Троица...
она поддерживает всё своим совершенством, как зеркало удерживает образы в себе... она – источник света по отношению к освещаемому
объект погружён в освещение подобно образу мира в зеркале... так же, как мир не является чем-то отдельным от зеркала, так же и вселенная не отделена от сознания... так же, как образ – неотъемлемая часть чистого, гладкого, однородного и единого зеркала, так же и вселенная – неотъемлемая часть совершенного, цельного, однородного и единого сознания, а именно – высшей Сущности...
мир не может быть наглядно выявлен со всей очевидностью... пространство – это просто пустота, служащая для размещения материалов вселенная всегда и во всём – проявление Высшей Сущности... тогда возникает вопрос о том, как сознание, будучи пустотой, в то же самое время является плотным!
так же, как зеркало, хотя оно плотное и непроницаемое, содержит образ, так же и чистое сознание является плотным и непроницаемым, и всё же оно показывает вселенную в силу своей самодостаточности; хотя сознание является всепронизывающим, плотным и единственным, оно всё же удерживает внутри себя движущееся и незыблемое творение, чудесное в своём разнообразии, без всякой непосредственной или изначальной причины для этого...
так же, как зеркало остаётся незатронутым прохождением различных образов в нём, и продолжает отражать так же ясно, как и прежде, так же одно сознание освещает состояния как бодрствования, так и сна, что может быть проверено надлежащей медитацией!
*
исследуй свои грёзы и мысленные представления.... хоть они и совершенны во всех отношениях, всё же они – всего лишь мысли!
сознание, пронизывающее их, совершенно очевидно остаётся незапятнанным перед сотворением мира или после его растворения; даже во время существования мира оно остаётся незатронутым, как зеркало остаётся незатронутым образами...
хотя абсолютное сознание является невозмутимым, незапятнанным, заполненным, плотным и единым, будучи самодостаточным, всё же оно проявляет внутри себя то, что выглядит как "внешнее", точно так же, как зеркало отражает в себе пространство как нечто внешнее по отношению к себе...
Это – начало творения; это первое проявление называется неведением, или темнотой. возникая как бесконечно малая доля целого, оно проявляет себя так, как если бы оно было внешним по отношению к тому целому, из которого оно возникло, и обладает свойством чувства эго!
когда в процессе последовательного проявления Высшее Существо прекращает пребывать во всей своей полноте в Запредельном сознании,тогда появляется тот аспект Реальности, который лишён полноты Самоосознания. этот аспект называется "авьякта", или непроявленное, и он также описывается как "джадашакти", или инертная энергия... это проявление обусловлено скрытыми тенденциями, которые будут проявлены позже
то сознание, которое освещает "внешнее", называется Шива-таттва, в то время как индивидуум, испытывающий чувство "я", – это Шакти-таттва
когда осознавание "внешнего", объединённое с чувством "я", охватывает полное постигаемое пространство как "Я", это называется Сада-Шива-таттва когда позже при отбрасывании отвлечённой отделённости высшей Сущности от внешнего наступает её ясная тождественность неодушевлённому пространству, то это называется Ишвара-таттва. исследование последних двух шагов – это чистая видья (знание)
все эти пять таттв чисты, потому что они относятся к пока ещё недифференцированному (единообразному) состоянию, подобно непроявленной силе роста в не проросшем семени
после того, как силой воли разделение делается проявленным, неодушевлённая часть преобладает над одушевлённой, что противоположно по отношению к прежнему состоянию
после того, как разделение (дифференциация) чётко установлено, это неодушевлённое превосходство называется майя-шакти; оно подобно ростку, проросшему из семени
сознание, сокрытое проявляемой множественностью, с его природой, ограниченной и сокрытой пятью оболочками-аспектами, получает название Пуруша (или Душа).
эти пять оболочек, или аспектов, таковы: кала (калаа, личностное творчество), видья (личностное знание), рага (раага, желание), кала (каала, время) и нияти (установленный ход событий, судьба). Пуруша наделён этими аспектами.
память индивидуумов, составленная из склонностей, приобретённых в результате участия в разнообразных действиях в предыдущих рождениях, теперь поддерживается разумом и пребывает в виде пракрити (природы).
эта пракрити тройственна, потому что плоды действий бывают трёх видов; она проявляется как три состояния жизни – бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон без сновидений; затем она принимает имя – читта (субстанция ума).
эта память называется пракрити в глубоком сне без сновидений, и читта в остальных двух состояниях. она всегда заключает в себе неодушевлённый аспект склонностей ума и одушевлённый аспект разума.
когда склонности всё ещё остаются во временном бездействии без того, чтобы исчерпаться, то вся их совокупность называется авьякта (непроявленным); различия возникают только в читте, а в глубоком сне нет никаких различий среди индивидуумов, так что это – пракрити, которая известна как читта при проявлении различий.
поэтому ум (читта) – это пуруша (индивидуум), когда наступает черёд одушевлённого аспекта, и тот же самый ум – авьякта (непроявленное), когда утверждается в своих правах пракрити (природа), неодушевлённый аспект.
эта читта трёхгранна, согласно её функциям, а именно: эго, разум и ум.
когда она находится под влиянием трёх качеств, она проявляется в величайшем разнообразии следующим образом: под влиянием качества сатвы (сияния) она становится пятью чувствами: слух, зрение, осязание, вкус и запах; раджаса (деятельности) – пятью органами: речь, руки, ноги, органы выделения и размножения; тамаса (темноты) – пятью элементами: земля, воздух, огонь, вода и эфир.
всевышний разум играет со вселенной подобным же образом, всё время оставаясь незатронутым свидетелем своего собственного творения.
существующее творение – умственное порождение Брахмы, творца, назначенного силой воли Изначального Существа, Шри Трипуры (Бога-Троицы, по Богатому Бездельнику)
принцип осознания "ты" и "я" – сущность сотворения любого вида; такое осознание – проявление запредельного сознания; в нём самом не может быть никаких различий (так же, как нет никаких различий между тем пространством, что заключено в горшке, и тем, что снаружи него).
многообразие, проявляющееся в творении, обусловлено исключительно определённостями или разграниченностями, ограничивающими сознание; эти определённости или ограниченности (такие как тело, ограничение (в смысле разграничение) возраста) – это умственные образы творца (согласующиеся с прошлыми качествами индивидуума); когда созидательная волевая сила истекает, то наступает распад и полное отсутствие разграниченности и многообразия.
поэтому осознай тот факт, что мир – просто образ на зеркале сознания, развивай созерцание "Я есмь", пребывай как чистое существо и, таким образом, избавься от этого заблуждения о реальности мира.
тогда ты станешь подобным мне самому, будучи самодостаточным и самостоятельным...
*
Ом Дева даттаайа намаха
|